Спортивная биографическая драма Николая Лебедева о становлении выдающегося советского хоккеиста Валерия Харламова и о ключевом, принципиальном первом матче легендарной монреальской Суперсерии СССР — Канада 1972 года.
Поразительное для отечественного кинематографа кино. Сильный, крепкий сценарий, заставляющий в напряжении следить за развитием сюжета и искренне сопереживать героям, прожив с ними эти два кинематографических часа в атмосфере накалённых чувств и эмоций.
Потрясающая и невероятно завораживающая операторская работа, передающая всю динамику и силу хоккея, но не забывающая и о романтике жизни и драме характеров. Очень интересные спортивные планы, в том числе и с использованием популярных нынче мини-камер GoPro, восхитительные виды и в целом весьма занимательная и захватывающая картинка — Ирек Хартович действительно подошёл к своей работе с полной ответственностью и смог показать наивысшее мастерство. Чего только стоят снятые с документальной точностью кадры обновлённой хроники и захватывающие поединки на льду! Атмосферный саундтрек Эдуарда Артемьева в духе лучших голливудских работ — музыка совешенно не отвлекает от действа, а наоборот — подчёркивает его, усиливает эффект. Ну и конечно же, искромётная актёрская игра, заслуживающая самых громких оваций!
К/ф «Легенда № 17»
Данила Козловский в роли Валерия Харламова необычайно эмоционален, жив и убедителен. Да, его фирменная манера игры узнаваема, он не показывает ничего принципиально нового, но смотрится в своей роли абсолютно естественно и натурально. Ему веришь и переживаешь вместе с ним — очень мощный эмоциональный отклик и искреннее погружение во внутренний мир героя — со всеми сложностями его характера, душевными терзаниями и невероятной силой духа. Потрясающая игра!
Невероятно сильная игра и мэтра экрана — Олега Меньшикова в роли легендарного тренера Анатолия Владимировича Тарасова — человека, точно знающего, как закалять сталь и делать из советских хоккеистов непобедимых героев. Жёсткий, но чуткий и целеустремлённый человек, воспитавший не одно поколение легенд, и Меньшикову удалось передать сложный характер своего героя настолько живо, что дух захватывает! Максимум чувств и эмоций!
Интересная работа Владимира Меньшова, на сей раз примерившего на себя личину отрицательного персонажа, а также яркие персонажи Александра Лобанова, Романа Мадянова, Александра Яковлева, Бориса Щербакова и Алехандры Грепи.
Единственная актриса, которая не впечатлила совершенно — Светлана Иванова в роли жены Харламова Иры. Минимум эмоций и какая-то зажатость, неестественность, что здорово выбивается на фоне замечательной игры коллег.
Относительно сюжета — он, конечно, весьма спорный. Да, со своей задачей фильм справился «на отлично» — он потрясающе-пронзительный, пробивной, патриотический и мотивирующий, развлекательный. Действительно достойный образчик отечественного кинематографа, способный достучаться до зрителя.
Легенда №17, 2012 (HD)
Мощная картина про атлетов, железных людей, о борьбе с собой и политической машиной, о перебарывании нрава. О человеке, для которого нет ничего, кроме хоккея. При этом — немало внимания уделено и романтике — это, в то же время, — красивая история любви, урок счастья и настоящих жизненных ценностей. В итоге — соблюдён идеальный баланс между спортом и жизнью, а события показаны действительно захватывающе и интересно.
Вот только как байопик фильм не удался совершенно. Для красоты и кинематографичности история переврана и приукрашена чуть ли не до неузнаваемости. Документальности в ней — процентов десять. Пафоса — все девяносто. Биография перекроена чуть больше, чем полностью, а Суперсерия и вовсе состряпана из всех игр сезона и переврана донельзя.
Словом, красивая и мощная картина как жемчужина отечественного кинематографа, но абсолютно недостоверная биографически. И лишь за это — 8/10. Но кино — однозначно, стоящее!
«Тебе не больно, Харламов. Радостнее, веселее! Ты в хоккее!»
Источник: proza.ru
ЛЕГЕНДА №17
После первого хоккейного матча знаменитой суперсерии СССР — Канада (7:3) в сентябре 1972 года весь спортивный мир узнал имя Валерия Харламова, забившего в той встрече две шайбы. Он играл за свою страну с такой жаждой борьбы, что советская сборная не могла не победить грозных профессионалов. Простой парень из московской спортшколы под руководством великого тренера Анатолия Тарасова стал не просто выдающимся спортсменом, а легендой под №17, чья короткая жизнь нелепо оборвалась в 1980 году.
После первого хоккейного матча знаменитой суперсерии СССР — Канада (7:3) в сентябре 1972 года весь спортивный мир узнал имя Валерия Харламова, забившего в той встрече две шайбы. Он играл за свою страну с такой жаждой борьбы, что советская сборная не могла не победить грозных профессионалов. Простой парень из московской спортшколы под руководством великого тренера Анатолия Тарасова стал не просто выдающимся спортсменом, а легендой под №17, чья короткая жизнь нелепо оборвалась в 1980 году.
Источник: www.kinobusiness.com
Почему «Легенда №17» – фильм десятилетия
Коллеги Сергей Подгорнов, Степан Чаушьян и Николай Яременко опубликовали фундаментальный труд, посвященный самым выдающимся спортивным фильмам в истории кино. В топ-20 не вошел ни один советский (российский) фильм. Почему?
«ПЕРВАЯ ПЕРЧАТКА» И «ЗАПАСНОЙ ИГРОК»
Подозреваю, что наше кино им не интересно. Ладно – «Вратарь» (1936), «Первая перчатка» (1947), «Запасной игрок» (1955) с молодым Георгием Вициным в главной роли – типичные отголоски сталинской эпохи. Произведения, мягко говоря, действительно низкого уровня.
Но, спустя годы были сняты более содержательные фильмы – «Хоккеисты» (1965), затем «Удар! Еще удар!» (1968), тоже не шедевры, но в условиях дефицита спортивного кино в стране развитого социализма эти киноленты считалась откровением. А дальше, вот так, навскидку, сразу трудно что-то припомнить. Советские режиссеры спортивное кино держали в черном теле.
Смысл этой прелюдии в том, что вышеперечисленны е фильмы и в мой топ-лист вряд ли бы попали. Но в последние годы кое-что изменилось в лучшую сторону. Шедевров не появилось, но вполне себе смотрибельные картины стали выпускать.
Например, фильм «Слава», посвященный Вячеславу Фетисову. Знаком ли человек с его великой карьерой или нет, все равно посмотрит это кино с интересом. Тем более, артистов подобрали визуально похожих на самого главного героя и на его супругу Ладу. А такое сходство всегда придает картине дополнительных плюсов. Собственно, на этом прелюдию заканчиваю и перехожу к главной теме.
МИФЫ И СЛАБЫЕ МЕСТА
То, что в топ-20 нет «Легенды №17», неправильно. Фильм про Валерия Харламова далеко не шедевр, но польза от него очевидна, хотя отношение к картине самое противоречивое. Задумывалась она, как громкий медиа-проект и задумку эту авторам осуществить удалось в полной мере. Фильм обсуждали все и везде. Да, опять же произведением искусства картину назвать сложно.
Ходили даже такие разговоры, не уверен, что это правда, когда продюсеры сообщили сценаристам, что будем снимать кино про Харламова. Те спросили: «Про Гарика Бульбдога?». Возможно, это утка недоброжелателей .
Но в картине действительно есть слабые места, не говоря уж о том, что некоторые факты там искажены, либо их не было вообще.
МИФЫ
*В фильме показана прямая телетрансляция первой игры Суперсерии-72 из Монреаля. Ее не было. На момент начал матча в Монреале, в Москве было 4 часа утра. Матч показали только в 12 часов дня 3 сентября, и в тот же день вечером повторили еще раз.
*Реальное знакомство с будущей супругой Ириной Смирновой Валерия Харламова состоялось лишь в 1975 году — на 3 года позже, чем показано в фильме.
*Валерий Харламов не попадал в аварию перед Суперсерией-72. Это произошло в 1976 году.
*Защитник Александр Гусев (Гуськов в фильме) не принимал участие в Олимпийских играх 1972 в Саппоро.
*Ни на каком тросе Харламов и Гусев в Чебаркуле не перемещались. О чем сам Александр Гусев рассказал в интервью «Спорт-Экспрессу «: «Ни на каких тросах в Чебаркуле мы не висели, это просто смешно. И вообще в фильме многое приукрашено. Вот, почему я – Гуськов? Получалось, будто мы с Валеркой в Чебаркуле только за бабами увивались да водку пили. Я возмутился. И меня вычеркнули.
Вписали Гуськова. Но и сценарий, слава богу, подчистили».
СЛАБЫЕ МЕСТА
Звероподобные, роботообразные канадцы. Таких соперников (противников) могли показать в конце сороковых, но в 2013-м это выглядит пародией и вызывает лишь усмешку. А ведь фильм задуман, как серьезное произведение.
Сам матч в Монреале снят очень слабо. Это всегда слабое место в фильмах о спорте – трудно близко к натуральности показать в кино хоккейный или футбольный матч. Неплохо это удается англичанам («Гол», «Проклятие «Юнайтед»). И в целом впечатление от картины: не захватывает, не держит в напряжении.
«ЧТО ВЫ, КАПИТАЛИСТЫ, ЗНАЕТЕ О СОВЕТСКИХ СПОРТСМЕНАХ!»
Однако фильм все равно стал явлением и фильмом десятилетия о спорте. Вышел он вовремя – когда волна патриотизма в стране начала подниматься. Все чаще мы стали обращать взгляд к славной отечественной истории. В том числе и к истории спортивной.
16 апреля 2013 года в Сочи Владимир Путин посетил специальный показ «Легенды № 17» , который был организован в преддверии чемпионата мира среди юниоров. Помимо юных хоккеистов, на премьеру были приглашены ветераны Борис Михайлов, Владимир Петров, Владислав Третьяк, Вячеслав Фетисов, а также Татьяна Тарасова.
Представили картину ее создатели — продюсеры Леонид Верещагин, Антон Златопольский и Александр Харламов, а также режиссер Николай Лебедев и актер Данила Козловский.
Фильм главе государства понравился. Путин отметил, что «Легенда № 17» — хорошее кино, которое непременно найдет своего зрителя и среди любителей спорта, и среди тех, кто гордится достижениями нашей страны.
После показа Татьяна Тарасова поклонилась в пояс съемочной группе в благодарность за создание образа ее отца, великого тренера Анатолия Тарасова, его сыграл Олег Меньшиков.
Года полтора назад я позвонил за комментарием к какому-то событию Владимиру Петрову и заодно спросил его мнение о картине. Он рассказал про ту премьеру в Сочи, рассказал, что сидел рядом с Президентом в первом ряду.
– Очень полезная картина, мне понравилась, – сказал центрфорвард великого звена, сам легенда №16, увы, ушедший недавно из жизни Владимир Петров.
Тоже самое, отметил в телефонном разговоре и Борис Михайлов.
Но самое интересное и ценное мнение – все-таки не совсем наш человек – о картине советско-литовск ой баскетбольной легенды Римаса Куртинайтиса.
– Мне фильм понравился, все правильно показано, так и ковался советский победный спортивный характер, – сказал олимпийский чемпион Сеула-88 автору этих строк. – Нас тоже так воспитывали: на первом месте – честь флага, а личные болячки, проблемы — на втором и третьем.
И тут Римас рассказал одну историю, которая произошла с ним, когда он только приехал играть в мадридский «Реал» из «Жальгириса».
– С ногой были проблемы, но я по привычке не обращал на это внимание, впереди был важный матч, я рвался в бой, но тренер сказал, что недолечившемуся играть нельзя. Это неправильно.
– Да, что вы, капиталисты, знаете о советских спортсменах? – возмутился я. – Доктор сделает укол и я сыграю.
– У меня даже мысли не было, что из-за какой-то болячки можно пропустить важный матч, – продолжил рассказывать Куртинайтис. – Но мне объяснили, что это, во-первых, непрофессиональн о выходить с травмой на площадку, а во-вторых, опасно для моего здоровья и дальнейшей карьеры.
Главная идея фильма: честь флага превыше всего. И этой цели создатели достигли. «Легенда №17» снят, прежде всего, для нынешнего поколения. И уж точно достоин топ-листа.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
Премьера «Легенды №17» состоялась 18 апреля 2013 года в Москве в кинотеатре «Октябрь». Фильм удостоен шести премий «Золотой орел», в том числе как лучший фильм года. В 2014 году картина была удостоена Госпремии РФ.
В 2017 году портал «Кинопоиск» назвал фильм самым популярным в России за последние 15 лет.
Источник: www.sovsport.ru