Ютуб кто такие бояре

высшее сословие феодалов в Русском государстве в ХI–ХVII вв. Потомки родоплеменной знати, старших дружинников, крупных земледельцев Киевской Руси. Участвовали в управлении, занимали высшие чины, входили в состав аристократии. Звание отменено Петром I.

Поделиться

  • Telegram
  • Whatsapp
  • Вконтакте
  • Одноклассники
  • Email

Научные статьи на тему «Бояре»

Боярская дума в системе управления Русским государством

С превращением бояр в служилых людей появилось разделение на бояр вообще и бояр служилых.
Высший класс служилых бояр именовался «боярами введёнными», то есть введёнными во дворец для помощи в.
При Иване IV бояр было меньше, но больше стало неродотовитых членов: в 1584 году 10 бояр, 1 окольничий.
, 1 казначей, 1 крайчий и 8 думных бояр.
указал, и бояре приговорили».

Автор Дмитрий Сергеевич Занков
Источник Справочник
Категория История России
Статья от экспертов

Палаты бояр Романовых

В минувшем году исполнилось 160 лет со дня основания музея в «Палатах бояр Романовых», являющегося одним из старейших музеев России. Автор приводит информацию об историческом использовании здания музея, о формировании мемориального комплекса династии Романовых в XIX веке и о современном состоянии музея.

Царь и бояре. Кто мешает Путину

Автор(ы) Щуцкая Г.К.
Источник Жизнь Земли
Научный журнал

Бояре и служилые люди

Бояре как социальный слой Русское общество $XIV–XVII$ вв., развивалось в русле общеевропейских социальных.
Бояре (от древнетюркского «бояр», «боил» – благородный, знатный) – господствующий (наряду с князьями).
Особого могущества бояре достигли в Новгородской земле.
Трансформация бояр в средневековом Русском государстве В $XV – XVII$ вв. бояре трансформируются в землевладельцев.
Общественно-политическое могущество бояр основывалось на их экономическом потенциале.

Автор Ольга Викторовна Свекольникова
Источник Справочник
Категория История России
Статья от экспертов

Митрополичьи бояре из рода Бяконта

В данной статье рассматриваются сведения о митрополичьих боярах из рода Бяконта. Автор приходит к выводам, что, во-первых, двор главы РПЦ формировался так же, как и другие удельные дворы из тех же служилых фамилий, что и Государев двор.

Во-вторых, кругу высших светских вассалов митрополита Московского свойственна та же черта, что и придворной среде русских государей генеалогическая замкнутость. На протяжении полутора веков истории митрополичьего двора его бояре происходили только из одной семьи. В-третьих, между митрополичьими и великокняжескими боярами прослеживается определенный параллелизм функций.

Они держали в своих руках все нити административного управления, а также возглавляли митрополичий полк на Стародубской войне. И, наконец, в-четвертых, история различных отраслей рода потомков Степана Феофановича демонстрирует процесс постепенного взаимопроникновения митрополичьего и Государева дворов. Вассалы главы РПЦ переходят на службу к царям Московским, государевы слуги назначаютс.

КВН Галустян — Петр I и бояре

Источник: spravochnick.ru

Кто такие бояре

Бояре были самыми могущественными людьми допетровской Руси. Почему и Иван Грозный, и Петр стремились искоренить эту силу? ГЕОРГИЙ МАНАЕВ Андрей Рябушкин. «Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате» (1893) «Царь хороший, бояре плохие» – расхожая в России фраза. Бояре при русском царе часто становились объектом народной ненависти.

Именно на них центральная власть списывала злоупотребления и притеснения, на них же часто срывал гнев и сам царь. В 1660 году русская армия была наголову разбита польско-литовскими войсками. На заседании Боярской думы тесть царя, боярин Иван Милославский, внезапно заявил, что, если царь даст ему армию, он скоро приведет к нему самого польского короля как пленника.

Алексей Михайлович был в ярости от такой наглости боярина, который участвовал до этого от силы в двух-трех сражениях. Царь надавал тестю пощечин, надрал ему бороду и пинками вытолкал его из Думной палаты. Такие сцены были нередки в Московском царстве – на бояр привычно списывали государственные неудачи, и нередко не без оснований.

К XVII столетию боярская корпорация стала серьезно тормозить развитие страны. При Петре I Боярская дума, правительство Московского царства, уже не собиралась, так как система власти в корне изменилась, и боярству в ней места не было. Кем были бояре и почему они оказались не нужны? «Каждый да держит отчину свою»

Еще по теме:  Ютуб ком указательные местоимения

С. В. Иванов. «Съезд князей в Уветичах» Бояре были знатными людьми, представителями древних родов, которые служили русским князьям в военное и мирное время. Но боярство нельзя понять, не разобравшись, что составляло их доход и пропитание.

Русские земли до монголо-татарского нашествия были в политическом отношении схожи со средневековой Европой, где главной формой землевладения был аллод – земельное владение, которое находилось в неотчуждаемом пользовании знатной семьи и передавалось в ней по наследству. Русские «аллоды» назывались вотчинами, или отчинами – само название напоминает, что передавалось такое владение от отца к сыну.

Вотчину нельзя было продавать, делить, обменивать – в случае нарушения этих правил она отчуждалась от владельца и передавалась другому члену его семьи. Вотчинами назывались наследственные владения русских князей – в 1097 году на Любечском съезде князей, в попытках прекратить княжеские междоусобицы, было принято правило «каждый да держит отчину свою».

Боярское землевладение также было вотчинным. Происхождение слова «боярин» до конца не выяснено, но в древнерусском языке оно уже существовало в этой форме. Бояре на Руси были землевладельцами и полновластными хозяевами своих вотчин. На их территориях жили крестьяне и ремесленники, которые платили боярину и работали на него – в обмен на защиту, которую предоставлял знатный военачальник. Конечно же, бояре вместе с князьями участвовали в военных походах против соседних княжеств (один из вариантов происхождения этого слова – от слова «бой»).

Фёдор Солнцев. Боярская одежда 17 века Но бояре при этом не были простыми дружинниками князя – они занимали привилегированное положение по отношению к дружине, могли руководить ей и её действиями совместно с князем. Бояре могли нести и управленческие функции – например, князь мог поставить боярина воеводой в какой-нибудь подвластный город, и боярин в таком случае отвечал за сбор налогов, суд, обеспечивал военные нужды города, и так далее. При этом боярин был волен сам выбирать, какому князю служить – в домонгольский период боярин, чья вотчина находилась в уделе князя, мог отъехать на службу к другому князю, и при этом сохранить свою вотчину и ее население. Все это было так до монголо-татарского нашествия, которое существенно изменило роль и положение боярства. Как и почему бояр пересчитали

Павел Рыженко. «Тайна царева. Царь Фёдор Иоаннович» Княжеские междоусобицы остановить так и не удалось – на момент появления на русских землях монгольской армии русские князья продолжали ссориться и враждовать, что и помогло монголам – не сумев объединиться в единую армию, князья пытались выстоять против врага отдельными землями и городами, что было обречено на провал.

К XV веку ситуация уже была другой – Золотая Орда сама пала под ударами войск Тамерлана и распалась на улусы и ханства, а русские князья были вынуждены объединить силы, чтобы перестать платить дань. Этот процесс повлиял и на боярство – его начали учитывать с помощью «боярских книг», которые составлялись уже центральной властью в Москве.

Первые боярские книги (сейчас утраченные) относятся к середине XV века. В них записывались имена, должности и функции бояр по разным княжествам. К этому времени внутри боярства уже наметилось расслоение: появились так называемые «путные» бояре – от слова «путь», то есть «дело, хозяйство». Так, «боярин постельничий с путём» был человеком, который первым входил к князю после его пробуждения и сообщал ему все свежие известия – важная и очень влиятельная должность. «Боярин конюший с путём» занимался всеми вопросами обеспечения, кормления, тренировки княжеских лошадей, «сокольничий с путём» ведал княжеской соколиной охотой, и так далее.

«Русское посольство к императору Священной Римской империи Максимилиану II в Регенсбурге». 1576 г. Такой учёт понадобился потому, что с централизацией государства число бояр увеличилось. Многие из бывших удельных князей перешли на службу к великому князю московскому и стали его боярами.

Вокруг князя сформировался правительственный орган – Боярская дума, коллективно (но под главенством князя) решавшая насущные государственные вопросы. Примерно с этого времени (XIV-XV века) происходит ещё одно расслоение боярства – «введённые» бояре (то есть, введённые во дворец, члены Боярской думы) занимают высшее положение при царе. Как писал Джайлс Флетчер, введённые бояре делили с князем всю его деловую жизнь – вставали до рассвета, с раннего утра (с пяти часов) начинали заседать в думе, затем присутствовали на пирах, княжеской охоте и так далее. Бояре, не введённые в думу, назывались «служилыми» – они участвовали в военных походах, руководили войсками, были наместниками в городах, но не входили в думу. Но главное изменение, которое испытало на себе русское боярство – изменение статуса их землевладения. Цари против боярства

Еще по теме:  Как играть в Роблокс видео Ютуб

Иванов С. В. «Великий государь, царь и самодержец Всея Руси» Роль боярства усиливалась по мере роста влияния Москвы – а после 1480 года, когда Московия прекратила выплачивать в полном объёме дань остаткам Золотой Орды, боярство начало прямо тяготить центральную власть. Владевшие своими вотчинами, подобно князьям в своих уделах, бояре не желали расставаться со своим независимым статусом – он заботил их, как правило больше, чем государственные дела. Бояре постоянно были замешаны в местнических спорах – например, отказывались идти в военный поход, если их должность в войске была ниже, чем должности их отцов. Даже боярских жен нельзя было поставить на службу на женской половине дворца, не учитывая их местнического статуса – озабоченные вопросами служебного положения мужья тут же начинали строчить государю челобитные с просьбой разобраться, а то случится «поруха боярской чести».

Васнецов Аполлинарий «Московский застенок. Конец XVI века» Иван Грозный, первый московский царь, начал сознательно бороться с боярами-вотчинниками. Главной целью «опричнины» было насильственное отчуждение вотчин от владевших ими бояр.

Ещё до начала опричнины, 15 января 1562 года, Иван IV издал указ, запрещавший служившим царю боярам и князьям продавать, менять и давать в приданое свои вотчины под угрозой их конфискации – а в случае отсутствия прямого наследника мужского пола вотчины не оставались в семье, а переписывались прямо на царя. И бояре побежали из Московского царства.

Пойманных при бегстве ссылали, наказывали, да и просто казнили. А перед самым введением опричнины Иван уехал из Москвы, сообщив, что оставляет царство по причине гнева на бояр и князей. Вернулся царь только с условием, что теперь он будет волен казнить изменников и лишать их имущества – без претензий со стороны духовенства и знати.

Опричнина была, по сути, массовыми репрессиями против боярской и княжеской знати. Из-за разорения и переселения на другие земли знатных семейств страдали и простые крестьяне, бежавшие с земель обедневших или казненных бояр и помещиков. Как пишет историк Владимир Кобрин, «​​писцовые книги, составленные в первые десятилетия после опричнины, создают впечатление, что страна испытала опустошительное вражеское нашествие». Результатом неосторожной антибоярской политики Грозного стало, по сути, обнищание всего царства – прежде всего, из-за того, что более половины пашенных земель годами оставались необработанными. А бежавших со своих земель крестьян начали насильно удерживать, запрещая им переходить на другие земли – так закладывались основы крепостного права, которое окончательно утвердилось в XVII веке. Последний боярин

Портрет князя И. Ю. Трубецкого, неизвестный художник Ужасы опричнины и последовавшей вскоре Смуты привели к восстановлению боярской власти. И она сразу же показала себя с худшей стороны. «Семибоярщина», боярское правительство 1610-1612 годов, сначала низложила царя Василия Шуйского, потом они подписали с поляками договор, согласно которому русским царем становился королевич Владислав (Ваза), а затем уже просто впустили поляков в Кремль – и оказались их заложниками.

Тем не менее, Боярская дума в XVII веке, уже при первых Романовых, работала постоянно, без бояр не принималось ни одно решение – и продолжались бесконечные местнические споры. Что царь мог противопоставить власти старой знати? «Рецепт» против боярства придумал еще дед Ивана Грозного – великий князь Московский Иван III, победитель Орды и основатель Русского государства.

Именно его Судебник 1497 года заложил основы поместного землевладения. В отличие от вотчин, принадлежавших боярам и князьям по праву рода, поместья жаловались московским государем своим служилым людям в качестве одновременно награды за службу и источника дохода, позволявшего служилым снаряжать себя в военные походы.

Еще по теме:  Как пожаловаться в Ютубе на мошенника

В отличие от вотчин, поместья могли «выдаваться» как пожизненно, так и на срок службы, могли становиться наследственными или возвращаться государю после смерти служилого человека – в XV-XVI веках поместья были собственностью помещиков только постольку, поскольку они несли государеву службу. Благодаря массовой раздаче поместий, начавшейся при Иване III, в Московском царстве сформировалось поместное войско.

Если старые бояре-вотчинники были по своему статусу ближе к европейским феодалам – вассалам своего сюзерена-князя, то помещики были гораздо менее самостоятельны, их имущество могло в одночасье исчезнуть, если они вступали в конфликт с центральной властью. Заложенная Иваном III поместная система пришлась очень кстати к концу XVII века, и именно на её основе Петр Великий построил новую русскую армию.

Принцип ее комплектования Петр лаконично сформулировал в своем указе 1701 года: «все служилые люди с земель службу служат, а даром землями никто не владеет». Теперь помещики, а не вотчинники, становились агентами власти в деле сбора налогов, управления землями и главное – за набор солдат из крестьян.

Важно было и то, что средний помещик, в отличие от вотчинника, был очень беден – далеко не все поместья могли прокормить своих владельцев, и те вынуждены были вступать в военную или гражданскую службу, чтобы получать жалование. В 1714 году так называемый «Указ о единонаследии» окончательно уравнял вотчину и поместье под названием «недвижимое имущество».

Указ делал владение наследственным, но запрещал дробить его между потомками и продавать – кроме случаев крайней нужды. Кроме того, поскольку имение разрешалось передавать только одному из сыновей (необязательно старшему), то все остальные потомки были вынуждены для пропитания идти в государственную службу.

И всё же Петр присвоил четырем своим сподвижникам звание боярина – уже в XVIII веке. Все эти люди – Шаховской, Апраксин, Нелединский-Мелецкий, Бутурлин – принадлежали к старым московским родам, и боярство, полученное уже в пожилом возрасте, было для них не более чем статусной наградой – Боярская дума больше не существовала. А последним боярином России был князь Иван Трубецкой, умерший в 1750 году. Он совмещал звание боярина с военными званиями, полученными уже по петровской Табели о рангах, и функциями сенатора – именно Правительствующий Сенат при Петре сменил Боярскую думу в качестве правительства Российского государства.

Источник: cont.ws

БОЯРИН

Боярин Мингалева О. 8

«Князь московский прислал в Великий Новгород своего боярина, который желает всенародно объявить его требования», — читаем мы в исторической повести Н.М. Карамзина «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» (Литература.8 кл.Ч.1,с.61.).

Каково же значение слова боярин?

Боя́рин (ж.р. боя́рыня, мн.ч. боя́ре) — в узком смысле высший слой феодального общества в X — XVII веках в Киевской Руси , Московском княжестве , Великом Княжестве Литовском , Болгарии , Сербии , Хорватии , Словении , Молдавском княжестве , Валахии , с XIV века в Румынии . “(Даль В.И.) М.Фасмер так поясняет слово: «Этим словом именовали старую родовую знать в отличие от нового служилого дворянства (дворянин).

Были бояре свойственные – состоявшие в родстве с царицей, в свойстве с царём.

Бояре служили князю по своей воле, поэтому могли свободно переходить от одного князя к другому За службу они получали доход от части княжеских владений. Звание боярина давало право участвовать в заседаниях боярской Думы, было высшим думным чином

На основании этих трактовок можно сделать вывод, что в тексте Карамзиным слово боярин употреблено в значении «вельможа, приближённый к царю»

Происхождение слова «боярин» до конца не выяснено.

Версия 1: происходит от славянских слов «бой» — воитель, или «болий» — большой.

Версия 2:от тюркского слова «баяр» — вельможа, богатый муж, господин.

Версия 3: от исландского «боеармен» — знатный человек

В церковных книгах употреблялось написание «болярин», во мн. ч. — «боляре». В XVII веке боярами называли всех помещиков зависимые от них крестьяне, отсюда происхождение слова « барин ».

Послоговое деление слова: бо-я́-рин

Корень: -бояр-; суффикс: -ин- .

Существительное , одушевлённое, мужской род, 2-е склонение .

Синонимы: дворянин, служилый, болярин.

Устаревшее слово: историзм.

Историческая справка о численности бояр:

Источник: museumslov.jimdofree.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...