Ютуб музыка которая исцеляет

Содержание

Сегодня арт-терапию и музыкотерапию используют как вспомогательный метод при лечении самых разных заболеваний. Причем это — не столько современная психотерапевтическая мода, сколько отголосок традиции, которая восходит как минимум к древнегреческой архаике. Как и для чего средневековые итальянцы управляли с помощью музыки пульсом, а граждане Османской империи устраивали концерты в больницах? Разбираемся с Натальей Пелезневой.

Зачем мыть уши после авлоса: терапевтическая музыка Древней Греции

Корни веры в целительную силу музыки, судя по всему, лежат в глубокой древности. Напевы-заклинания применяли против самых разных болезней еще в Древнем Египте, но, увы, мы мало знаем о том, как именно это происходило. Первым обществом, которое не только использовало мелодии для терапии, но и подробно описало теорию лечения музыкой, была Древняя Греция.

Следы представления о силе музыки, способной менять реальность, мы находим уже в древнегреческом мифе об Орфее. Об этом певце и прорицателе рассказывали, что его песни могли останавливать бури, перемещать деревья и даже целые леса. Дикие звери, привлеченные музыкой, следовали за ним, а хищники оставались спокойны, слушая его игру на лире. Вот как Овидий описывал день, когда Орфей погиб:

Успокаивающая музыка для нервов лечебная музыка для сердца и сосудов, релакс, музыка для души #289

Но вернемся к Пифагору. Он стал одним из первых в мире теоретиков музыки. Он и его ученики были убеждены, что слаженное движение небесных светил создает «гармонию сфер», мировую музыку, поскольку каждое из светил, двигаясь, звучит. Люди не различают этих созвучий лишь потому, что слышат их с самого рождения и привыкли не замечать их.

Основой всего сущего и ключом к постижению того, как устроена Вселенная, считались числа, поэтому пифагорейцы уделяли огромное внимание математике и математической структуре музыки. В частности, они выделили музыкальные интервалы — соотношения звуков по высоте. Пифагорейцы создали и учение о том, что мелодии способны влиять на нрав и поведение человека, поэтому музыка — важный элемент этики.

Но Пифагор не ограничивался сложными теоретическими построениями. Музыка была для него еще и чисто практической формой заботы об окружающих. Своих «друзей», то есть сподвижников и учеников, он утешал и лечил с помощью мелодий. Порфирий рассказывает:

Эта традиция сохранялась в исламских больницах столетиями. Путешественник Эвлия Челеби в XVII веке объездил всю Османскую империю и соседние страны и побывал во многих больницах. Он писал, что в бимаристане (госпитале) Нур ад-Дина в Дамаске три раза в день проходили «концерты» для пациентов. А в Эдирне он узнал, что в одной из больниц три раза в неделю работали трое певцов и семеро музыкантов-инструменталистов. Интересно, что они исполняли всего шесть мелодий, видимо, тщательно выверенных, чтобы облегчить состояние слушателей.

Исцеляющая музыка Рейки — гармонизация сознания

Крестоносцы принесли (далеко не мирным путем) восточные медицинские сочинения в Западную Европу, и началась новая эра переводов: с арабского и сирийского на латынь. Со временем и идеи целительной музыки нашли сторонников на Западе.

Испанский теоретик музыки Бартоломео Рамос де Пареха был одним из первых, кому удалось совместить идеи античных философов о музыке и космосе с личным опытом композитора, знаниями великих врачей древности и астрологией — она была важной частью средневековой медицины. Он опубликовал свой трактат «Практическая музыка» (Musica practica) в Болонье в 1482 году.

На основе сочинений Аль-Кинди и «Братьев чистоты» де Пареха выстроил собственную сложную систему, где связал четыре гумора (такое название носили телесные жидкости в западноевропейской традиции) с четырьмя ладами: дорийским, фригийским, лидийским и миксолидийским. Каждый лад управлял «своим» гумором, и музыка, написанная в нем, усиливала влияние определенной телесной жидкости на работу организма.

Был и способ приглушить эффект конкретного гумора. Для этого Рамос де Пареха советовал слушать музыку, написанную в «гиполаду». Например, если врач считал, что пациенту недостает флегмы, на помощь приходил дорийский лад. Если же ее было в избытке, больному назначали музыку в гиподорийском ладу. Кроме того, каждому ладу соответствовала планета, и ее влияние тоже нужно было учитывать, составляя программу музыкальной терапии.

Средневековые врачи работали не только с «умозрительными» гуморами, но и с вполне осязаемыми явлениями. Итальянский врач Петр Абанский, живший на рубеже XIII и XIV веков, предложил использовать музыку, чтобы регулировать пульс. Еще древние греки справедливо считали, что пульс может многое сказать о состоянии здоровья.

Брадикардия и тахикардия — слишком низкая и высокая частота сердечных сокращений — считаются подозрительными симптомами и сегодня. Петр считал, что пульс можно ускорить или замедлить, правильно применяя ритмические формулы (модусы). Средневековые музыканты выделяли шесть таких модусов, в них по-разному комбинировались две длительности, короткая (brevis) и длинная (longa).

Управлять «животными духами»: музыкотерапия Нового времени

Принципы лечения музыкой, которые Средневековье унаследовало от Античности, практически без изменений перешли в эпоху Ренессанса. Мыслители-гуманисты полагали, что музыке под силу и облегчить страдания тела, и настроить душу на возвышенный лад.

Еще по теме:  Что с ютубом гуглом и яндексом

Философ и глава флорентийской Платоновской академии Марсилио Фичино, подражая мудрецам древности, ни дня не проводил без «орфического пения». Аккомпанируя себе на лире да браччо, лютне или арфе, он пел орфические гимны или использовал собственные тексты, полные отсылок к астрологии и мифологии. По словам друзей Фичино, его музыка облегчала боль, исцеляла и к тому же исполняла желания. В своих сочинениях Фичино дает и несколько практических советов для тех, кто намерен лечить мелодиями. Например, философ советовал исполнять песни, популярные в родных местах пациента, чтобы музыка была хорошо ему знакома.

Музыкальная терапия начала заметно меняться только в XVIII веке, в эпоху, когда принципы наблюдения и эксперимента отчаянно боролись за влияние с авторитетами древности.

В это время в целительную силу музыки не просто верили, ей старались найти рациональное объяснение. Например, английский врач Ричард Броклсби в «Рассуждениях о силе музыки» (1749) рассказывал о музыканте, который ставил опыты на собственном двухлетнем сыне. Заметив, что мальчик приходит в восторг от веселой музыки, отец проверил, огорчит ли ребенка медленная мрачная мелодия. Мальчик действительно быстро сделался «печальным и меланхоличным». Впрочем, отец смог утешить сына, вернувшись к более жизнерадостным произведениям.

Лечение музыкой легко подстраивалось под новейшие медицинские теории. Тот же Броклсби, говоря о ментальных расстройствах, придерживался одной из вариаций теории о «животных духах» — жидкостях, двигающихся по нервным волокнам. По мнению врача, музыка помогала упорядочить нарушенное течение «животных духов», вызывающее делирий, меланхолию или маниакальные состояния.

А еще Ричард Броклсби настаивал: музыка для терапии не должна быть чрезмерно сложной. «Простая» музыка обращается к чувствам, но при этом не перегружает разум. Деталей врач не называет, зато приводит примеры. По его словам, сравниться по целительной «простоте» с древнегреческими образцами могут сочинения Генделя «Ацис и Галатея» и L’Allegro, il Penseroso ed il Moderato.

На рубеже XVIII и XIX веков музыкотерапия столь же чутко уловила идеи композиторов-романтиков. Многие врачи XVIII столетия считали, что музыка воздействует прежде всего на тело — например, на двигающиеся по нервным волокнам жидкости. Романтики не отрицали этого, но куда большее внимание они уделяли тому, как ритм и мелодия воздействуют на душу, на ее тончайшие бестелесные «движения».

Поэтому музыкотерапия в XIX веке стала союзницей активно развивающейся психиатрии. При этом считалось, что музыка, особенно романтическая, может стать и лекарством, и ядом — чрезмерной «подвижности» души боялись. Эти опасения хорошо заметны в сатирической литературе начала века.

Например, герой рассказа Клеменса Брентано и Йоханна фон Гёрреса, чтобы вступить в тайное общество, должен пройти «испытание музыкой». На концерте его охватывает буря эмоций вплоть до галлюцинаций, а в финале он умирает. При вскрытии оказывается, что всё его нутро состоит из «отдельных нот» и «бессвязных мелодий».

Иногда ядом и противоядием оказывались одни и те же произведения. Например, чешский врач Леопольд Раудниц в 1840 году издал книгу о музыке, облегчающей состояние людей с расстройствами психики. Раудниц посвятил свою работу Ференцу Листу — по мнению врача, его музыка как раз и вызвала множество подобных расстройств.

При этом сам Лист не раз выступал в больницах, иногда персонально для определенных пациентов. В начале 1830-х он играл для шестидесятилетней женщины, которая с детства была пациенткой парижской больницы Сальпетриер. Сообщали, что некоторые пассажи Листа произвели на женщину эффект, сравнимый с электрическим разрядом. Впрочем, о том, надолго ли сохранился этот эффект, ничего не известно.

Музыкотерапия для всех: ХХ век

В конце XIX столетия на помощь «музыкотерапевтам» пришли достижения техники: фонограф и граммофон. Теперь врачи могли обойтись без помощи музыкантов и проигрывать нужные мелодии самостоятельно. Новые технологии быстро нашли применение в больницах. Уже в начале 1910-х американский хирург Эван О’Нил Кейн включал фонограф в операционной, чтобы успокоить пациентов перед процедурой.

Иногда запись проигрывали во время операций под местной анестезией. Кейн предпочитал, чтобы во время такой процедуры его ассистенты говорили с пациентом, но тем для разговоров всегда не хватало. Обычно беседа ограничивалась расспросами о том, не больно ли человеку, — и пациенты нервничали еще сильнее. Музыка в операционной успокаивала и давала новые темы для обсуждения. Многие современные хирурги следуют примеру Кейна, хотя некоторые признаются, что включают записи скорее для себя и других членов операционной бригады, чем для пациентов.

Со временем музыка в больницах перестала быть делом одиночек-энтузиастов. Уже в конце 1920-х больницу Университета Дьюка проектировали так, чтобы у каждого пациента была возможность слушать музыку в наушниках. Конечно, запись не заменяла живое исполнение, певцы и инструменталисты продолжали работать с пациентами. Но именно с появлением звукозаписи музыкальная терапия стала по-настоящему доступной.

В ХХ веке основы музыкотерапии начали преподавать в университетах. Один из первых подобных курсов представили в 1918 году в Колумбийском университете. Его читали Маргарет Эндертон и Иза Мод Илсен — первая профессионально занималась музыкой, вторая работала медсестрой.

Преподавательницы опирались на собственный опыт: они использовали музыку в реабилитации ветеранов Первой мировой войны, и эти методы оказались действительно эффективными. Возможно, поэтому следующая волна интереса к музыкотерапии началась в 1940-х, ее активно применяли в военных госпиталях. Во второй половине ХХ века этот опыт стал основой многих исследований о влиянии музыки на физическое и ментальное здоровье.

Учитывая всё сказанное, можно считать, что история музыкотерапии намного «объемнее», чем кажется на первый взгляд. Многие принципы современного лечения музыкой можно найти в книгах, написанных столетия назад. Некоторые терапевты, подобно гуманисту Марсилио Фичино, ищут хорошо знакомые пациенту мелодии, вызывающие теплые воспоминания о прошлом.

Другие тщательно подбирают ритм, чтобы воздействовать на эмоции. Кто-то предпочитает активную терапию, где пациент сам поет или играет на инструменте, кому-то ближе терапия рецептивная, в этом случае пациент только слушает определенные композиции. Но главное, что не изменилось со времен Пифагора, — это сама способность ритмов и мелодий создавать настроение и поддерживать силы.

Еще по теме:  Кто купил Ютуб и за сколько

Источник: knife.media

Исцеляющая музыка для души и тела

Целительная музыка от Robert Coxon, она исцеляет Душу и Тело на вибрационном уровне, можно просто включать ее и слушать фоном, когда плохое самочувствие или спать под нее.

Что такое музыкотерапия?

терапевтическая музыка

Музыка – удивительный вид искусства. В том, что она способна повышать настроение, выравнивать эмоциональный фон, устранять излишнее нервное напряжение и даже исцелять душевные и телесные недуги, люди убедились еще в древности.

Сегодня музыка является одним из инструментов, который используют для диагностики различных состояний, для лечения и профилактики патологических процессов, для облегчения социальной адаптации и реабилитации после перенесенных болезней у пациентов разных возрастов. Поговорим об особенностях музыкотерапии.

Музыкотерапия: определение и история возникновения

сеансы музыкотерапии

Музыкотерапия – это один из видов арт-терапии, в котором в качестве главного лечебного средства используется музыка. Специалист решает, как именно «выдать» пациенту «музыкальную таблетку»: в виде прослушивания специально подобранных мелодий, пения или игры на музыкальном инструменте, танцев или коррекционных гимнастических упражнений.

О волшебной силе искусства – в нашем случае музыки – люди стали задумываться много столетий назад.

Древнегреческий философ, математик, мистик Пифагор писал о благоприятном влиянии музыки на психоэмоциональное состояние человека. Он считал, что определенная мелодия, ритм способствуют восстановлению душевной гармонии, исцеляют телесные недуги.

Другой представитель Древней Греции – философ из Афин Платон – также положительно относился к лечению болезни музыкой и был уверен: душа и тело человека едины, поэтому исцеление души не менее важно, чем восстановление физического тела.

По наблюдениям Аристотеля, разные музыкальные лады по-разному влияют на настроение человека – например, дорийский уравновешивает, а фригийский, наоборот, тонизирует, настраивает на решительные действия.

О терапевтическом воздействии музыки писал в одном из своих трудов легендарный Авиценна. Он же применял музыку в лечении пациентов, страдающих болезнями нервов и психическими недугами.

Более современные упоминания использования музыки в терапевтических целях появляются уже в XIX веке, и связаны они с именем одного из основоположников научной психиатрии – Жана-Этьена Доминика Эскироля. Известный французский врач интуитивно стал включать прослушивание музыкальных произведений в программы лечения в психиатрических клиниках. Позже эффективность музыкальной терапии получила и научное подтверждение.

Как разная музыка влияет на человека и чем объясняется это влияние

сеансы музыкотерапии

Эффект музыкотерапии во многом определяется главным компонентом каждого сеанса – музыкой. Поэтому очень важен правильный выбор музыкальных композиций, их сочетание, время прослушивания, соответствие особенностям пациента и его проблеме и т. д.

Музыка действует на организм человека на физиологическом уровне. Это объясняется тем, что нервная система, а вслед за ней и мышцы способны воспринимать и усваивать ритм. Звуки играют роль ритмического раздражителя, который оказывает стимулирующее воздействие на внутренние процессы, происходящие в организме.

У каждого из физиологических процессов – будь то вегетативная или двигательная сфера – есть свой собственный ритм. При этом ритмы отдельных органов и систем должны быть соразмерными, взаимосвязанными, согласованными, тогда и весь «оркестр» [организм] будет играть слаженно. Музыка может стать инструментом, который способен корректировать функционирование нашего «оркестра» – дирижировать, управлять им.

В чем же может проявляться влияние музыкотерапии на человека?

Негромкая мелодичная музыка оказывает седативное действие, в то время как энергичные композиции, в которых есть четкий, выраженный ритм, напротив, дают тонизирующий эффект.

Например, марш – энергичный музыкальный жанр, который помогает синхронизировать движение большого количества людей и, как правило, сопровождает различные праздничные шествия, торжественные церемонии, передвижения военных. Ритм такой музыки чуть медленнее ритма сердечных сокращений в спокойном состоянии, что позволяет долго сохранять работоспособность, продолжать идти, не падая от усталости. На парадных шествиях марши более энергичные, что немного ускоряет сердцебиение, а вместе с этим заставляет собраться, тонизирует, бодрит. А вот вальсовый ритм в три четверти наоборот успокаивает, восстанавливает равновесие.

Симфоническая музыка способна менять кислотность желудочного сока, поэтому прослушивание ее во время обеда может быть более чем кстати.

Удивительным образом действует на человеческий организм музыка Вольфганга Амадея Моцарта (в частности его соната до-мажор): улучшает самочувствие, активизирует деятельность мозга, дарит заряд энергии, гармонизирует физическое состояние. Уникальное явление получило название эффекта Моцарта.

Когда мелодия нравится человеку, ее прослушивание доставляет ему удовольствие, сеанс музыкотерапии оказывает сосудорасширяющее действие, нормализует давление, уменьшает частоту сердцебиения. Если же композиция раздражает, эффект от ее воспроизведения получается прямо противоположным.

Исследования показывают, что музыка влияет и на гормональный фон, посредством чего может вызывать различные эмоциональные реакции, и на холестериновый обмен.

Интересно, что эффект, который производит музыка на человека, зависит не только от ее характера, например, мажорного или минорного, но и от того, на каком инструменте исполняют ту или иную композицию.

При этом мажорная музыка дарит свет и радость, улучшает настроение. Минорная ассоциируется скорее с грустью, печалью, но при определенном ритме, темпе, динамике композиции может вызвать драматические переживания и активизировать человека.

Такие разные физиологические реакции, которые возникают в организме человека при воздействии музыкотерапевтических средств, обусловлены особенностями механизма акустической рецепции. Примечательно, что воспринимать музыку человек способен не только при помощи слуховых рецепторов, но и на вибротактильном уровне. Что делает возможным применение музыкотерапии в виде аппликаций – для точечного воздействия на проблемную зону. Наложение излучателя акустических сигналов применяют, например, при лечении болезней печени, почек, ЖКТ и желчевыводящих путей.

Показания и противопоказания для применения музыкальной терапии

сеансы музыкотерапии

Музыкотерапия во всех ее вариациях – один из эффективных инструментов в психотерапевтической практике. Но этим ее сфера применения не ограничивается! Доступность, универсальность и практически полное отсутствие противопоказаний делают этот вид арт-терапии прекрасным вспомогательным средством в комплексных программах лечения и профилактики. Показаниями для проведения музыкально-терапевтических сеансов могут быть:

  • психосоматические расстройства;
  • страхи, фобии, повышенная тревожность, состояние стресса, шоковые состояния;
  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • болезни органов дыхания (бронхиты, бронхиальная астма);
  • проблемы с желудочно-кишечным трактом (гастриты, язвы),
  • неврозы, неврастения, психозы;
  • бессонница;
  • патологии мочеполовой системы;
  • хронические боли;
  • аутизм;
  • повышенная мнительность;
  • депрессивные расстройства;
  • задержка психического развития;
  • проблемы в общении;
  • сложности с адаптацией;
  • речевые расстройства (заикание) и др.
Еще по теме:  Ютуб чем колоть дрова

Средства музыкальной терапии помогают выровнять эмоциональный фон, справиться с плохим настроением. Но если имеет место тяжелая депрессия, без медикаментозного лечения не обойтись, а музыка лишь дополнит препараты, усилит эффект от них. Кстати, музыкотерапия может стать хорошей альтернативой для пациентов, которые не могут принимать ряд лекарств из-за аллергии.

Если со здоровьем все в порядке, музыкально-терапевтические приемы позволят не зацикливаться на проблемах, быстрее переключаться на позитив в сложных ситуациях, благоприятно влияют на внимание, мышление, память, развивают воображение, творческие способности.

Однако стоит помнить и о «стоп-листе». Нельзя применять музыкотерапию:

  • при острых психотических состояниях (пациент рискует погрузиться в мир своих фантазий, что может лишь ухудшить его самочувствие);
  • в период восстановления после серьезных оперативных вмешательств;
  • при острых состояниях неясной этиологии;
  • при эпилепсии (музыкальные вибрации могут усилить активность головного мозга, ответом на такое воздействие может стать припадок);
  • при аневризмах.

Виды и формы музыкотерапии

сеансы музыкотерапии

Активная музыкотерапия предполагает высокую вовлеченность пациента в процесс – он не просто проходит лечение, а становится участником действа: играет на музыкальных инструментах, импровизирует, сам сочиняет мелодию или отбивает какой-то ритм, поет.

Активная музыкотерапия подразделяется на две формы:

  • индивидуальную (вокалотерапия);
  • групповую (хоровое пение, вокальный ансамбль, музыкальные викторины, совместное прослушивание музыкальных композиций с последующим обсуждением).

Что больше подходит пациенту – решает психотерапевт. Но стоит отметить, что групповые занятия помогают улучшить коммуникативные навыки, отвлечься от собственных переживаний, тренируют внимание, память, умение взаимодействовать с людьми.

Пассивная музыкотерапия. Этот вид еще называют рецептивным, т. е. предполагающим восприятие. И суть его сводится к тому, что пациенты воспринимают, а для этого – слушают музыку, подобранную музыкотерапевтом.

В такую подборку могут входить как классические музыкальные произведения в исполнении инструментальных оркестров, так и звуки живой природы (дождя, шума прибоя или пения птиц), которые соответствуют этапу терапии и психическому (ментальному) состоянию человека. Пассивная музыкотерапия может принимать форму индивидуального занятия или групповой сессии. Ее цель – изменить эмоциональный настрой, снизить градус тревожности, отвлечь от личных переживаний.

Еще один вид музыкотерапии – интегративная музыкальная терапия . Ее главное отличие состоит в том, что в таких терапевтических сеансах помимо музыки задействованы другие виды искусства (живопись, театр, литература) или методы коррекционной педагогики (игротерапия, психогимнастика, хореотерапия и т. д.). Это могут быть, например:

  • элементы танцевально-двигательной терапии;
  • рисование или лепка из глины под музыку;
  • пантомима;
  • выражение собственных мыслей по поводу прослушанной музыки в форме рассказов, стихов;
  • пластические драматизации;
  • театрализация песен;
  • музыкально-подвижные игры.

Благодаря такому сложному сочетанию «целебных» компонентов именно интегративная музыкотерапия в наибольшей мере способствует раскрытию и развитию творческого потенциала и больших, и маленьких пациентов.

Помимо перечисленных трех основных видов музыкотерапии есть и другие:

  • активационная служит мотиватором – настраивает на совершение какого-либо действия (своего рода музыкальный аутотренинг);
  • экспериментальная изучает широкий спектр воздействия разной музыки на человека, занимается поиском и апробирует новые методики и техники музыкотерапии ;
  • клиническая занимается лечением и профилактикой различных психосоматических недугов, восстановлением функций органов и систем после перенесенных заболеваний;
  • оздоровительная помогает найти и активизировать скрытые резервы человеческого организма, снять излишнее нервное напряжение, справиться с переутомлением, повысить работоспособность, облегчает адаптацию в социуме, развивает интеллектуальные способности, способствует общему укреплению организма;
  • фоновая создает особую атмосферу – помогает снизить уровень тревожности у пациентов, оказывает седативное действие, усиливает эффект от психотерапевтических мероприятий, психологических тренингов, консультаций;
  • тематическая ограничивается рамками какого-то определенного сюжета или историей о конкретном герое (например, об известном музыканте).

Преимущества музыкального подхода

сеансы музыкотерапии

Польза музыкотерапии бесспорна – ее деликатное воздействие способно привести к результатам даже в непростых случаях, когда другие методики и приемы потребовали бы больше времени и усилий, возможно, встретили бы сопротивление со стороны тех, кому нужно помочь. И это не единственное ее достоинство!

К преимуществам музыкальной терапии можно отнести:

  • универсальность – методы, средства, приемы музыкотерапии работают и с телесными, и с душевными недугами, хорошо комбинируются с другими лечебными методиками, не имеют жестких возрастных ограничений, доступны;
  • удобство и простоту в использовании – для проведения сеансов музыкотерапии не требуется какое-то сверхсовременное оборудование;
  • самодостаточность – музыкотерапия может быть основным, самостоятельным методом психотерапевтического воздействия;
  • сочетаемость – элементы музыкальной терапии хорошо дополняют и усиливают комплексные программы лечения и реабилитации;
  • безвредность – сеанс музыкотерапии можно прервать, как только появились сомнения в том, хорошо ли пациент воспринимает и переносит музыкальное воздействие, комфортно ли ему.

Более детально изучить особенности и возможности музыкальной терапии, ознакомиться с научно-практическим опытом в этой сфере, разобраться в механизмах воздействия различных звуков, мелодий, ритмов на физиологические процессы, психическое и эмоциональное состояние человека, на функции организма, освоить приемы, методики, техники музыкотерапии и потренироваться в их практическом применении вы можете на курсе «Музыкотерапия в практической деятельности психолога» в нашей Академии.

Какие задачи у школьного психолога?

Какие задачи у школьного психолога?

Расскажем о профессии школьного психолога и о задачах, которые ему ежедневно приходится решать. Рассмотрим основные направления работы специалиста и методы, которые он применяет.

Принципы инклюзивного образования

Принципы инклюзивного образования

Расскажем о том, что такое инклюзивное образование и каковы его принципы, чем инклюзия отличается от интеграции, рассмотрим основные преимущества и недостатки инклюзивного образования, поговорим и о препятствиях, которые возникают на его пути.

Каллиграфия и ее стили

Каллиграфия и ее стили

В статье расскажем о том, что такое каллиграфия, об основных видах и стилях красивого письма, рассмотрим возможности применения этого необычного вида искусства и поговорим о том, почему писать от руки полезно.

Источник: nadpo.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...