Ютуб табасаранцы кто они

Николай Рыков [entries|archive|friends|userinfo]
Николай Рыков
Николай Рыков
[ Tags | 12 месяцев, chevrolet, Дагестан, Люди, Репортаж ]

Известно, что чай делают в Индии, в Германи — автомобили, а великолепные шерстяные ковры — в Табасаране. Я имею в виду настоящие, ручной работы ворсовые ковры, пёстрые узоры которых были придуманы много веков назад. Мы поехали в Дагестан, чтобы как можно больше узнать об этом крае — стране гор — и конечно же не могли не заехать в то место, которое на весь мир славится своим ковровым производством — Табасаранский район. Между прочим, табасаранцы являются единственным народом России, которые продолжают заниматься традиционным видом национального искусства — ковроткачеством.

КТО ТАКИЕ ДАГЕСТАНЦЫ? ТАБАСАРАНЫ

Известный скепсис о «фотографии на фоне ковра» породил несправедливое отношение к нему как к ненужной, давно устаревшей вещи. К тому же наши квартиры, в которых каждый стремится выразить свою индивидуальность, всё менее становятся похожими на жилища наших предков — и часто наполняются бессмысленными вещами. Но жизнь летит очень быстро, и с годами начинаешь постигать ценность тех вещей, которые были придуманы много поколений назад. Мы с Янкой давно уже поняли, что ковёр в доме — вещь полезная, поэтому стали задумываться над тем, где бы его раздобыть. Поездка в Дагестан оказалась как нельзя кстати, став для нас своеобразным паломничеством за ковром.

Табасаран встретил нас великолепными пейзажами гор. Сочные краски зелёных долин, освещённых косыми лучами солнца, выглядели особенно торжественно на фоне надвигающихся свинцовых туч. Мы ехали в гости в один из многочисленных домов, где делают ковры, а в этом как раз заканчивали работу, начатую ещё полгода назад.

Хозяева согласились нас подождать, чтобы мы смогли своими глазами увидеть завершение многомесячного труда нескольких мастериц. Мы конечно же спешили. По дороге Магомет — наш дербентский друг, который и организовал эту поездку — рассказывал историю Табасарана и в частности историю ковроделия.
Когда-то ковры были не такими нарядными, как сейчас, и служили вовсе не для украшения комнаты. Кочевые народы, населявшие страны Востока, стали делать их для своих жилищ в первую очередь как функциональную вещь, которая помогала бы хранить в доме тепло, без труда перевозилась из одного места стоянки в другое и при этом служила бы много лет. Со временем ковры стали покрывать узорами, которые делались всё более сложными и изящными, и по их убранству можно было судить о благосостоянии хозяина. Ковры стали предметом роскоши, не теряя при этом своих первоначальных качеств, и из бедных хижин перекочевали в дворцы восточных правителей и влиятельных богачей.
Сегодня ковры обязательно есть в каждом дагестанском доме: в семьях победнее лежат сумахи — безворсовые коврики, а в зажиточных домах полы устланы просто великолепными экземплярами — толстыми, с высоким ворсом и очень приятными на ощупь. Мы, заходя к кому-нибудь в гости, обычно не обращали на них особого внимания, пока не приехали в Табасаран и не узнали о том, сколько времени и труда стоит один такой шедевр.

Нас встретила Умганат Сулейманова — местная жительница, поэтесса и просто хороший человек. Ковры здесь делают почти в каждом доме — если не для продажи, то просто для себя. Умганат не исключение: говорит, когда плетёт ковёр — отдыхает душой.

Обычаи равнинного Дагестана — табасаранская свадьба

MosCatalogue.net — это сервис, который предоставляет вам возможность быстро, бесплатно и без регистрации скачать видео с YouTube в хорошем качестве. Вы можете скачать видео в форматах MP4 и 3GP, кроме того можно скачать видео любого типа.

Ищите, смотрите, скачивайте видео — все это бесплатно и на большой скорости. Вы даже можете найти фильмы и скачать их. Результаты поиска можно сортировать, что упрощает поиск нужного видео.

Скачать бесплатно можно фильмы, клипы, эпизоды, трейлеры, при этом вам не нужно посещать сам сайт Youtube.

Скачивайте и смотрите океан бесконечного видео в хорошем качестве. Все бесплатно и без регистрации!

Табасаранская свадьба — традиции и обычаи.

Выбор супруги

У табасаранов замужество, как и женитьба − событие обязательное. Мужчин и женщин, не связавших себя узами брака общество всегда осуждало. Известны случаи воровства невесты, однако это выливалось кровной местью. Зачастую юноша, увидевший на чье-то свадьбе красивую девушку, говорил родителям о намерении жениться на ней.

Нередко родня парня сами подыскивали для сына будущую жену. Через родных и знакомых о потенциальной жене наводились справки. Всегда ценились скромные, хозяйственные, красивые табасаранские барышни. Обращалось внимание на благосостояние ее семьи, социальную принадлежность.

Сватовство

После того, как выбор сделан, родители парня отправляли сватов в дом потенциальной супруги. Они приходили к будущим родственникам с подарками, среди которых непременно было серебряное колечко. Родители барышни, словно набивая цену своей дочери, на первой встрече со сватами согласия на брак не давали. Соглашаться на свадьбу сразу же считалось признаком плохого тона.

Табасаранская церемония в селе предусматривала смотрины еще до сватовства. В избу барышни приходила мать юноши с родственницами и оценивала свою будущую невестку. Как только согласие от ее родителей было получено, назначалась дата брака.

Любой молодой человек, решивший жениться, должен отдать за невесту выкуп. Это мог быть скот, земля, а также различные презенты для будущих родственников. Кроме калыма парень в обязательном порядке должен выплатить девушке определенную сумму в денежном эквиваленте.

Еще по теме:  Октава что это такое Ютуб

Парень и девушка до самой церемонии старались не попадаться на глаза. Завидев юношу она обязана была спрятаться.

Обычно за сутки до торжества совершается религиозный обряд бракосочетания, на котором главные виновники торжества не присутствуют. Вместо них приходят их представители. Во время церемонии открывают замки. А вот держать кулак сжатым или завязывать узлы не допускается, иначе брак будет непрочным.

Первые сутки табасаранской веселой церемонии обычно начинается в отчей избе новобрачной. На торжество может прийти любой желающий, приглашения не требуется. Хозяевам дома вручаются свадебные флаги, которые они вывешивают на забор. Юноша танцует с суженой, но после праздника едет к себе домой. Первые сутки − обычное свадебное торжество, только гораздо меньшее во временном эквиваленте.

Сговор и помолвка

К выбору будущей супруги семья жениха подходила со всей ответственностью. Обычно по достижению молодым человеком брачного возраста или незадолго до того, вся семья начинала искать подходящую по всем параметрам девушку – если не было ранней помолвки или она была расторгнута по веским причинам. Самого парня редко спрашивали о его пожеланиях, считалось, что послушный сын должен довериться мудрости старших в роду.

В будущих невестах весьма ценилась внешняя привлекательность, отсутствие ярко выраженных заболеваний. Скромность и трудолюбие, бережливость и добрый характер также считались ценными качествами. Невеста должна была иметь безупречную репутацию, а ее семья – занимать примерно равные позиции в обществе. Даже если парень сам находил себе невесту, и информировал об этом родных, кандидатка проверялась со всем тщанием. И лишь потом предпринимались следующие шаги.

Девушки в своей судьбе участия практически не принимали – таковы были законы табасаранцев. Они должны были исполнять волю старших родичей. Считалось, что те лучше знают, где ее ждет счастливая безбедная жизнь.

Когда выбранная невеста была одобрена на семейном совете, в дом ее родителей засылались сваты. Обычно группа состояла из замужних женщин семьи и матери жениха. Они несли с собой подарки: сладости, деньги и помолвочное колечко. По древнему ритуалу немедленного согласия никто не ждал. Родителям девушки давалось время на раздумья и оценку личности и семьи кандидата в женихи.

К тому же, быстрое согласие могло насторожить сватов: неужели с девицей что-то неладно, и ее хотя побыстрее сбыть любому желающему?

Во время сватовства мать жениха еще раз оценивала девушку внешне и по характеру. Обычно жители соседних деревень друг о друге были наслышаны, так что беглого взгляда было достаточно. Все дети подходящего возраста росли на глазах общества, половина приходилась друг другу ближними и дальними родственниками.

Когда согласие со стороны представителей девицы все же было получено, начинались переговоры. Семьи обсуждали размер калыма и приданого, назначали день торжеств. Размеры выкупа могли быть самыми разными, по согласию, и зависели целиком от благосостояния семей. Зажиточные, разумеется, давали за своими детьми более ценные выкупы. Считалось позором проявлять скупость в этом вопросе.

танец джигита

Как проходит сватовство и помолвка

На Кавказе не принято было спрашивать девушку, хочет ли она замуж за этого мужчину, более важным считалось мнение ее родителей. Сегодня так же выбрать суженого могут для нее мать и отец, но чаще всего вопрос все же решается с учетом мнения и самой будущей жены.

При этом обе семьи придают большое значение репутации рода избранника (избранницы), его благосостоянию и социальному статусу. Идеальная невеста по представлениям табасаран скромная, красивая и хозяйственная. Когда выбрана потенциальная жена, в ее дом направляются сваты (мать и взрослые замужние родственницы) с подарками, среди которых непременно должно быть кольцо из серебра.

Также несут сладости, монеты. Родители девушки, поднимая ее ценность в глазах представителей жениха, на первой процедуре сватанья обычно дают отказ. Быстрое согласие – признак желания поскорее «сбагрить» дочь со двора. Мать жениха приглядывается на смотринах к будущей невестке, хотя чаще всего и так хорошо с ней знакома.

Искать пару вдалеке от дома обычно не принято, а свои сельские дети растут на глазах друг друга и родителей. Существует еще один вид сватовства – колыбельное.

Родители младенцев заключают между собой договор поженить сына и дочь, когда те достигнут необходимого возраста. При этом отец девочки отдавал что-либо ценное отцу мальчика как залог исполнения обещания, с этого момента дети считались обрученными.

Традиции и верования табасаранцев

Согласно убеждениям табасаранцев, создание семьи – естественный и необходимый этап в жизни каждого человека. Женщины и мужчины, по каким-либо причинам не вступившие в брачные отношения и, соответственно, не имеющие детей, отторгались обществом. Подходящим возрастом для начала семейной жизни считался период 15-17 лет. Случаи похищения девушек, обычные для горских народов, были крайне редки – родня украденной девы начинала жестокую кровавую месть.

Обычно женились по сговору между семьями, когда детей сватали еще в колыбели. Были «обменные» браки. В зажиточных родах решения принимали главы семей, при этом, жених и невеста могли вовсе не знать друг друга. Тщательно проверялись состояние и репутация будущих супругов. Социально неравные браки были крайне редки.

У простых табасаранцев возможностей было больше: парни могли познакомиться с девицами на общих работах, гуляниях или просто на улице. Очень часто такая встреча и недолгое общение приводили к сватовству и последующей свадьбе.

встреча гостей

Подготовка к свадьбе

После того, как состоялась помолвка, родня жениха может приходить в дом избранницы на праздники, неся подарки, или просто в гости. Последний их визит традиционно совершается за неделю до свадьбы.

В этот день торжественно и показательно привозилась основная часть калыма, уплаченного семьей жениха. Делалось это на виду у всего села, чтобы избежать лишних пересудов. Свадебные пиры проводились у табасаран в доме невесты.

Еще по теме:  Трибун тимур чей канал на ютубе

Сегодня допускается как домашний вариант, так и празднование в ресторане. В зависимости от обычаев, принятых в конкретном селе, накануне бракосочетания невесте могли устроить проводы – вариант девичника, на который приходили ее незамужние подружки. Свадебные гуляния длились с пятницы по воскресенье.

Эта традиция поддерживается по понятным причинам и в наши дни.

Подготовительный период

Все время подготовки к свадьбе родичи будущего жениха навещали дом невесты. Вели неспешные разговоры, одаривали подарками. Традиционно, такие вечерние посиделки заканчивались за неделю до венчания. Обязанности по проведению торжеств распределяли на обе семьи, равно как финансовое обеспечение и застолье.

Калым

За невесту по традиции было принято давать выкуп-калым. Чем богаче была семья девушки, тем дороже стоило ее замужество. За девицу могли дать скот, лошадей, луга для выпаса или сады, виноградники, сельскохозяйственную продукцию, а также дома. Разумеется, могли посчитать и денежный выкуп. Также, семья жениха собирала различные небольшие дары для родственников невесты.

Приданое

В приданое девушки входили предметы домашнего обихода, одежда и ткани, украшения и посуда. Иногда включался домашний скот или надел земли.

Девичье прощание

Накануне свадебных торжеств для юной красавицы устраивали девичник. Собирались незамужние подруги, сестры. Девушки пели обрядовые песни, желали невесте лучшей доли.

горные традиции Дагестана

Проведение торжества

Первый день свадьбы выглядит, как стандартная сельская свадьба, куда может прийти каждый, кто захочет, приглашения для этого не нужно. На воротах родительского дома невесты вывешивают особые свадебные флаги, говорящие о происходящем во дворе празднике.

Распорядитель пира (хан) выбирался из присутствующих, как и его помощники. Они отвечали за порядок во время празднования, достаточное количество питья и еды для гостей. Ослушаться указаний хана считалось позором, украсть у него папаху (свадебный обычай) было уделом главного храбреца. Обычно ханом назначался уважаемый и веселый человек.

Подготовкой к празднованию занимаются обе семьи, распределяя между собой дела, в том числе и приготовление кулинарных яств. Традиционно гостей угощают вареным и жаренным мясом (говядиной и бараниной), шашлыком, овечьим сыром, молочными продуктами, чуду (тонкими лепешками с разными начинками), курзе (блюдом, похожим на пельмени), ботишалом (пирогом из тонкого теста, начиненного толченым картофелем и творогом), шурпой и разными супами, а также хинкалом (кусочками теста, которые варят в бульоне и подают с всевозможными соусами).

В готовке активно используют различные травы, пряности и специи.

После свадьбы

Через трое суток после того, как закончился свадебный пир, женщина могла первый раз, будучи в новом социальном статусе, отправиться за водой.

С ней обычно шли родственницы или соседки, тем, кого они встречали по дороге, раздавали сладости и маленькие подарочки.

Увидеться со своей матерью молодая жена могла не раньше, чем через два месяца, именно по истечению этого срока матери разрешено было посетить новый дом дочери и принести подарки. После этого свекровь и невестка совершали ответный визит.

Развод считался немыслимым, и поводом для расторжения брака служила только неверность мужа, доказанная его женой перед лицом родни и односельчан. При этом дети все равно оставались жить с отцом.

В этом видео представлена табасаранская свадьба:

Сегодня некоторые традиции устарели и претерпели изменения, некоторые сохранились в первозданном виде. Многое зависит от села, где живут молодые, и от того, насколько консервативны и строги в вопросах брака их родители. Далеко не всегда парень и девушка женятся только по воле родителей, невзирая на чувства и личный выбор. Так же свадьба может проводиться не в отчем доме, а уже в их личном, а дата церемонии совпадает с окончанием его строительства. Приходилось ли вам бывать на такой свадьбе, какие впечатления у вас остались?

Второй день свадьбы

По окончании первого дня пира, все гости и новобрачные расходились по своим домам. С заходом солнца на второй день жених должен был забрать свою невесту. Путь его был нелегок: встречались преграды в виде детей, которые выманивали сладости и мелкие монетки. Также он должен был заплатить за право войти во двор и ступить на порог ее дома.

Расплатившись со всеми «вымогателями», жених мог забрать свою жену. Перевозили ее в сопровождении зрелой женщины, счастливой в браке, и мальчика до пяти лет, тогда же забиралось и приданое.

После первой брачной ночи было принято извещать всех о невинности девушки, вывешивая на воротах окровавленную простыню. Затем молодая жена принимала поздравления и презенты от родни.

Табасаранская свадьба гостеприимна и щедра на угощения и веселье. Здесь принято шумно и многословно поздравлять счастливых молодоженов, желать от всего сердца лучшей жизни и любви.

Источник: nataly-moda.ru

Табасараны

Табасаранцы (таваспары, табарсаланы, табасараны) – один из древнейших коренных народов Дагестана, проживающих на юго-востоке республики. Говорят они на табасаранском языке нахско-дагестанской группы Северо-Кавказской семьи языков. Ближайшими соседями табасаранцев являются лезгины, даргинцы (кайтагцы), агулы, азербайджанцы.

Интересно называют табасаранцев разные народы Дагестана: аварцы– табасаранал, лезгины-табасаранар, рутулы-табасарандашура, агулы– табасраншуй, цахуры-табасаранна, кумыки-табасаранлар, чеченцы-тапсарой, даргинцы (кайтагцы) – шилан и т. д.

Язык табасаранский считается одним из самых сложных языков в мире и поэтому занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Он, к примеру, «рекордсмен» по числу грамматических падежей – их 41! Попробуй, выучи и запомни их! Но приезжие люди, живущие в Табасаране с полгода-год, быстро овладевают им и неплохо говорят по-табасарански.

Национальная одежда

Временно отсутствует

Национальный костюм

Временно отсутствует

Музыкальная культура

В своей книге «Поэтическое наследие дореволюционного Табасарана» кандидат филологических наук М.М. Курбанов пишет: «С древнейших времен живущие рядом с Азербайджаном народности Дагестана, в том числе и табасараны, испытали на себе заметное культурное влияние азербайджанцев, что было результатом тесных экономических и культурных взаимосвязей».

Еще по теме:  Как отправить ссылку на Ютуб с заданного времени ролика

Народная музыка развивается, оттачивается и усовершенствуется десятилетиями, веками. Такой путь прошла и табасаранская народная музыка. Главный мелодический строй с ее квартово-квинтовыми ходами, наличие антифонности в свадебных и шуточных песнях, а так же богатство вариацинности в танцевальных и дорожных мелодиях, придают ей красоту и привлекательность.

Музыкальный фольклор

Началом научного изучения и сбора табасаранского музыкального фольклора считается 1976 год, когда нами вместе с музыковедом М. Якубовым была организована научная экспедиция по сбору и записи табасаранских народных мелодий и песен. Тогда было записано более 100 мелодий и песен.

Определенную роль в развитии табасаранской музыкальной культуры сыграли ашуги и сазандари (музыканты — виртуозы). Они ходили по селам и занимались популяризацией не только музыкальных произведений, но и музыкальных инструментов.
В табасаранских народных мелодиях встречаются интонации и мелодические обороты аналогичные даргинским, аварским и лакским мелодиям. Подтверждением этому является быстрый танец «Авар кавха», бытующий среди табасаран. Не только само название, но и мелодия этого танца очень близка к аварским и даргинским танцевальным мелодиям.
Бурное развитие музыкальной культуры табасаран начинается с конца 1960-х и начала 1970-х годов, когда появляются в райцентрах и в сельских домах культуры Хивского и Табасаранского районов самостоятельные коллективы, в которых участвует большое количество талантливых певцов и музыкантов.

Танцевальные и дорожные мелодии отличаются наличием большого разнообразия вариаций, которые придают им своеобразную мелодичность и привлекательность.

Если танцуют шибко (быстро), то носит название «табасаранки», если танцуют медленно, то называют «призаде».

Девушки сами выбирают себе танцоров, вызывая часто их на состязания. Если молодой человек устаёт,то он вручает чавушу серебрянную монету, которую последний завязывает в забрасываемый сзади угол длинного головного платка танцорки, она тогда и прекращает танец.

Танцуют под звуки зурны и дандама (барабана), а иногда огромного бубна».
По-моему из современных табасаран, никто не знает как танец «табасаранка» танцуют, а жаль.
Одним словом, раньше табасаранцы танцевали быстро. Это сейчась, под сильным влиянием азербайджанской музыки табасаранцы замедлили свои танцы.

Многие танцевальные мелодии имеют свои названия: «Аманлу» — (сильный, ловкий), «Зарият ханум» — (красавица Зарият), «Аман джан», «ТIилдин ялхъан» — (танец на канате) и другие. Особой выразительностью и отточенностью вариаций отличаются мелодии танца «Аман джан» и «Походного марша», исполняемого по дороге на работу и после работы домой.

Табасаранская певица Гюльназ Гаджику

Временно отсутствует

Табасаранская свадьба

Временно отсутствует

Оригинальность табасаранских народных песен подчеркивается еще тем, что в некоторых из них — «Яр халай», «Къелем» — последний столько тактов, сколько поется предыдущая строчка в целом или почти в целом.

Если говорить об инструментальной музыке табасаранского народа, то она делится на два раздела: танцевальные мелодии и дорожные марши. В свою очередь танцевальные мелодии тоже делятся на два вида: медленные танцевальные мелодии (яваши ялхънар) и быстрые танцевальные мелодии (ялгни ялхънар).

Джамиля Гамзатова — Табасаранская
Оксана Ханова — любимый

Музыкальные инструменты

Широкое распространение среди народов Южного Дагестана, в том числе и табасаран, таких музыкальных инструментов как тар, саз, дудук, кеманча и гармонь дает основание думать о несомненном влиянии азербайджанской музыки на развитие музыкальной культуры табасаранского народа.

Деятели искусства

  • Гаджи Ханмагомедов – композитор-песенник, дирижер, педагог. С детства увлекался игрой на таре. Встреча в 1933 г. со знаменитым азербайджанским композитором Узеиром Гаджибековым в г. Баку решила его дальнейшую судьбу. Он блестяще закончил отделение «Основы народной музыки» Азербайджанской государственной консерватории. Первое его сочинение – песня «Гюзэл пери» получила высокую оценку. Он воспитал несколько поколений музыкантов. Его воспитанников можно видеть во многих творческих коллективах.
  • Касум Магомедов – композитор, член Союза композиторов РФ, лауреат всероссийских и международных фестивалей, заслуженный деятель искусств РД и РФ, заслуженный деятель культуры Всероссийского музыкального общества. Автор трех сборников («Песня о Родине», «Мои песни», «Табасаранские народные мелодии и песни»). Всесоюзной фирмой «Мелодия» выпущено три диска с песнями К. Магомедова, в том числе диск-гигант на стихи Расула Гамзатова «Я ищу это верное слово».
  • Ахмед Уруджев – композитор, певец, народный артист РД. Им написаны более 150 песен, которые исполняются на многих языках народов Дагестана, ряд хоровых произведений «О дружбе», «Колыбельная», хоровая сюита на стихи А. Саидова «О садах Дагестана» в 4-х частях, музыка к трем спектаклям табасаранского народного театра: «Свекровь» М. Шам-халова, «Аци-Баци» И. Казиева, «Живых не хоронят» А. Джафарова.
  • Камиль Курбанов – основатель народного цирка, заслуженный работник культуры РД и РФ. Руководимый им народный цирк «Дагестан» стал лауреатом Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве (1957 г.). Коллектив К.Курбанова представлял советское цирковое искусство во Франции, Германии, Финляндии, Испании, Болгарии и др. Сегодня на базе его коллектива действует Республиканская школа циркового искусства.
  • Избат Уруджева – художник-живописец, член Союза художников РД и РФ. Обладатель Гранта Президента РД в области культуры и искусства (2008 г.), участник международных и республиканских выставок с 1984 г. Произведения автора находятся в коллекциях России, Германии, Израиля, США, в музеях Дагестана.
  • Магомед Гюсейнов – режиссёр, тележурналист, режиссёр-постановщик на профессиональной сцене спектакля по пьесе Ю. Базутаева «Крепость». При его содействии записано около 100 песен на табасаранском языке, которые вошли в Золотой фонд Дагестанского радио. Работу на телевидении начал в 1982 г. в качестве редактора в ГТРК «Дагестан». Работает в различных редакциях радио и телевидения более 30 лет, является автором нескольких телепроектов – «Мил», «Человек и право», «Ступени к Парнасу».
  • https://tabasaran.ucoz.ru/forum/5-79-1 — МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ТАБАСАРАНА.
  • https://www.universalinternetlibrary.ru/book/69625/chitat_knigu.shtml — Габибат Азизова
    Табасаранцы. История, культура, традиции



Источник: muznartvor.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...