Многосерийный фильм о судьбе цыгана Будулая, о его странствиях в поисках счастья, о любви к русской женщине, воспитавшей его сына.
В фильме снимались: Клара Лучко, Михай (Михаил) Волонтир, Ольга Жулина, Алексей Никульников, Нина Русланова, Майя Булгакова, Леонид Неведомский, Матлюба Алимова, Михаил Долгинин, Иван Рыжов, Любовь Соколова, Евгений Буренков, Мария Капнист Соня Тимофеева, Олег Хабалов, Юрий Чернов, Стасис Пятронайтис, Владимир Заманский, Светлана Коновалова,
Режиссер: Александр Бланк
Сценаристы: Александр Бланк, Наталья Калинина, Радий Кушнерович, Анатолий Калинин
Оператор: Николай Васильков
Композитор: Валерий Зубков
Художник: Анатолий Наумов
Премьера фильма состоялась 18 августа 1980 (ТВ)
В главной роли четырехсерийного фильма ”Цыган” режиссер Александр Бланк хотел видеть только Клару Лучко. Потому что ”хорошая актриса, к тому же казачка”. Хуже было с цыганом Будулаем — ни один кандидат на эту роль режиссера не устраивал.
— Актрису на роль Клавдии для второй экранизации своей повести выбрал сам Анатолий Калинин. Он твердо заявил: «Хочу, чтобы играла Клара Лучко». Правда, по сценарию главной героине было 40 лет, а возраст Лучко уже приближался к 60-ти, но это не остановило авторов фильма. И они оказались правы. Актриса настолько ярко, естественно исполнила роль Клавдии, что вряд ли кто-то из зрителей догадался о ее возрасте.
История цыган. Как появились цыгане?
— А вот актера на главную мужскую роль выбрала уже сама Клара Лучко. Сыграть цыгана Будулая хотели многие артисты. Среди претендентов был даже знаменитый Армен Джигарханян. Но Джигарханян не смог приехать на пробы, а остальные категорически не подходили.
— На пробы приехал один актер из Армении, щуплый, небольшого роста, с длинными вьющимися волосами, узкоплечий и тонконогий, — вспоминала Клара Лучко. — Когда я увидела его, то подумала: нет, если это Будулай, то я играть не смогу. Сказала режиссеру: ”Саша, мне кажется, он не очень подходит”.
— Зато он похож на Иисуса Христа.
— Я не смогу его полюбить, — настаивала Лучко.
Ситуацию спасла Клара Лучко. Она вспомнила о колоритном молдаванине, с которым встречалась пару лет назад на съёмках фильма «Корень жизни». «Жаль, он говорит с диким акцентом, зато типаж — точно ваш Будулай», — убеждала Лучко съёмочную группу. Стали срочно искать артиста. Оказалось, он живёт в молдавском городке Бельцы и работает в местном театре.
Экстренным рейсом отправили в Молдавию помощника режиссёра, и уже несколько дней спустя он привёз на площадку Михая Волонтира. «Так вот же мой Будулай!» — воскликнул Анатолий Калинин, едва артист прошёл кинопробы. Стали договариваться о съёмках, но оказалось, что молдавская сторона категорически против. «На нём в Бельцах весь репертуар держится, ему незачем прославлять донские просторы».
Тогда в Молдавию помчалась уже Клара Лучко и стала объяснять, что сниматься на Дону всё равно что в Москве, поскольку речь идёт об экранизации знаменитой повести, которая прославит не только донского писателя, но и молдавского артиста, а вместе с тем и Молдавию.
Цыгане: дворцы среди нищеты | Как живет настоящий цыганский барон
По единодушному мнению всей съемочной бригады Михай был утвержден на роль Будулая — его игра привела всех в восторг. При этом на пробах от него не услышали ни слова по-русски: он стеснялся своего произношения.
— Параллельно он снимался в другой картине, играл десантника, и волосы у него были короткими, — рассказывает гример сериала ”Цыган” Григорий Волошин. — Мы наращивали ему волосы, крутили на плойку, лепили бороду, а вот усы были его. По сюжету картины он старел — седину делали краской из тонального крема и бензина. Бензин испарялся и оставался белый налет. Для других кадров закрашивали этот налет сажей.
Грим Волонтиру делали полтора часа. Ему пришлось подтянуть русский — не хотел, чтобы его дублировали. Актеру назначили одну из самых маленьких ставок среди всех на съемочной площадке 5–7 руб в день. Клара Лучко получала 40.
— Я снимусь бесплатно, — заявил Волонтир, — подачки мне не нужно.
Деньги ему таки выплатили, но уже после выхода фильма в прокат.
После выхода фильма на экраны поползли слухи, что у исполнителей главных ролей и в жизни — любовь.
— Мы дружили, но романа не было, — заверяла Лучко. — Вместе ходили на реку, загорали. И постоянно обсуждали наши сцены. Волонтир — профессионал. Мне понравилось, что Михай научился у местного кузнеца основам этого ремесла. И все для того, чтобы Будулай был настоящим.
Когда снимали первую часть, он выковал сам подкову. Считал ее талисманом.
— Пока шли кинопробы, возникла угроза, что сериала не будет: высокие начальники пытались оттянуть начало съемок. Режиссер Александр Бланк и писатель Анатолий Калинин составили письмо секретарю ЦК КПСС по идеологии Михаилу Суслову. Но дело с мертвой точки не сдвинулось. Тогда вмешалась Клара Лучко. Она направилась к Сергею Лапину, председателю Гостелерадио СССР и рассказала о сценарии, о том, что кто-то тормозит начало работы… Вскоре Бланк приступил к работе.
— Как только фильм «Цыган» вышел на экраны, народная молва сразу поженила Клару Лучко и Михая Волонтира. Между тем, Михай Волонтир к тому моменту был уже счастливо женат на актрисе Бельцского театра Ефросинье Алексеевне, и всю жизнь был и остается беззаветно ей преданным.
— По сценарию Будулай должен был умереть в конце первой серии. Но Волонтир стал просить режиссера: «Не убивайте Будулая!» Неожиданно свое мнение изменил и автор романа Анатолий Калинин, на родине которого в Ростовской области, на хуторе Пухляковском, и снимался фильм. Он просмотрел отснятый материал. И сам стал просить режиссера «не убивать» Будулая.
А когда фильм вызвал шквал восторга у зрителей, стало ясно, что Цыган не должен умереть. Поэтому в 1986 году на экраны появилась картина «Возвращение Будулая».
— В городе Усть-Донецке (Ростовская область, там снимали все серии «Цыгана».)нужно было снять свадьбу цыганочки и русского шофера. Уж тут без цыган было не обойтись, — рассказывает Евгения Рудых. — Второй режиссер Лариса Полынникова поехала на базар, где было много обитателей табора, отобрала двадцать самых колоритных, договорилась… На следующий день приехали сто человек! С женами, детьми, семьями…
Цыганам объявили, что ждали только группу и только им заказали номера в гостинице. «Ничего, — утешали приехавшие, — мы поместимся». И поместились…
После съемок они закатили в ресторане богатейший банкет, пригласили не только съемочную группу, но и городское руководство. А утром, когда уехали, выяснилось, что из номеров отеля
пропали стаканы, простыни, полотенца. Директор фильма Людмила Позднякова схватилась за голову, получив от администрации гостиницы солидный счет:
— Ведь говорил режиссер — цыган не приглашать!
Фильм ”Цыган” на экраны вышел в конце 1979-го. Через шесть лет появилось продолжение — ”Возвращение Будулая”. В 1992-ом Клара Лучко с Волонтиром сыграли супругов в фильме ”Виновата ли я?”. Лучко не стало в 2005-ом. Ей было 80. Волонтиру исполнилось 80. Он живет и работает в театре молдавского города Бильци.
Получает $30 пенсии.
Источник: picturehistory.livejournal.com
ТОП-10 самых красивых цыганок прошлого и настоящего
Журналист, вебрайтер, блоггер. Рассказываю истории, которые нравятся читателям.
Эксперт — Маргарита Лопухова
Семейный психолог. Уже 8 лет спасаю «семейные ячейки» от распада. Помогаю парам вновь обрести любовь и взаимопонимание.
«Позолоти ручку, всю правду скажу!» — первая ассоциация при упоминания этого древнего народа. Цыганки славятся своими черными манящими глазами и мягкими густыми волосами. Не только запоминающейся внешностью, но и другими талантами известны самые красивые цыганки прошлого и современности.
Происхождение
Ученые до сих спорят, откуда же пришли цыгане. Существует мнение, что группа в тысячу человек, отделилась от поселения северных индийцев в 6 веке нашей эры. Через Балканы этот народ проник в Европу. Первые упоминания о русских цыганах принадлежат записям восемнадцатого века.
В настоящий момент цыган, проживающих в Македонии насчитывается около 3% от общего населения, а в Болгарии этот показатель превышает 5%. В России, следуя прошедшей переписи, живет 220 тысяч цыган. По данным газеты Times на Земле обитает около 11 миллионов цыган. Собрать более точные сведения проблематично, потому что многие европейские страны до сих пор отказываются выдавать документы и оказывать медицинскую помощь цыганам.
Жители вольного народа Португалии и Испании носят короткое наименование «кале», западноевропейские родичи говорят о себе только «синти», а в России — «рома». Цыган, исповедующих ислам, называют люли. Интересен и тот факт, что цыгане из разных стран не считают себя одним народом и выходят замуж крайне редко.
Цыганский язык относится к арийской группе. Во времена немецких фашистов цыгане считались нечистой ветвью ариев и подлежали устранению. В целом, националисты убили 30 тысяч человек только на территории СССР, тогда как во всем мире было уничтожено порядка 200 тысяч.
Традиции
Цыгане чтят традиции предков и передают из уст в уста следующим поколениям. Считается, что женская одежда — нечистый предмет. Помимо верхней юбки цыганка надевает еще и нижнюю, некоторые до сих пор повязывают фартук. Мужчина, который коснулся этого предмета гардероба, тоже считается грязным. Из-за этого женщина не живет на втором этаже дома, дабы не «осквернить» жилище.
Вышесказанное не распространяется на незамужних девушек.
Как правило, женщины все время находятся в компании других женщин и детей, а встречаются супруги только в спальне. Цыгане едят каждый на разных краях стола, и в гости ходят только к человеку своего пола.
Девочек родители отдают замуж в четырнадцать лет. К пятнадцати рождается первенец, а к совершеннолетию супруги уже становятся многодетной семьей. Муж получает отсрочку от армии.
Образование считается ненужной тратой времени. В школу детей родители отдают, чтобы научить читать и писать. Зачастую, девочке трудно получить даже начальное образование. С двенадцати лет дочери и сыновья помогают родителям в семейном бизнесе.
Непросто все и со стороны брака. Традиционно родители детей сговариваются между собой. Мнение отпрысков при этом учитывается крайне редко. Обычная история, когда молодожены знакомятся на собственной свадьбе. Отец и старший брат просит выкуп за невесту, который обозначается в килограммах или трехлитровых банках золота.
На свадьбе обычно радуются и пляшут все присутствующие, кроме молодоженов. Маленькие девочки, разодетые в пух и прах, с настоящим макияжем на лице собираются группками. Каждая старается танцевать до конца празднества, на таких мероприятиях нередко находят жениха и себе.
Вокруг первой брачной ночи таится множество правил. После свадьбы женщины уводят невесту в спальню и подготавливают к встрече с новоявленным мужем. На следующее утро из окна молодоженов вывешивается красная материя.
Цыганкам традиционно приписывают магические способности и навыки медиумизма вплоть до связей с нечистыми силами. Так это или нет, каждый решает для себя сам, но сделать несложный расклад на картах может любая девушка и даже не цыганка.
Мода
Цыганки гордятся густыми длинными волосами цвета вороного крыла. За косой тщательно ухаживают и стараются не обрезать без надобности. До замужества девушка может носить распущенные волосы, однако после обязательно надевает платок.
Материю завязывают особым образом, полностью скрывая волосы от посторонних глаз и радуя только мужа. Из-за стойкого черного пигмента, обесцветить или покрасить волосы довольно затруднительно, а платки можно менять хоть каждый день.
Визитной карточкой любой дочери вольного народа будет густой слой подводки, делающий черные глаза еще более выразительными.
Женщины носят юбки максимальной длины, самым современным мужья позволяют наряжаться в платья по колено. Любовь к ярким краскам в одежде у представительных вольного народа в крови. То, что выглядит кричаще и неуместно на женщинах с европейскими чертами, будет отлично смотреться на черноволосой цыганке.
Чем больше украшений, тем лучше. Цыганки признают только золото высших проб, которое выглядит «более желтым» в глазах европейского обывателя. Женщины умело сочетают кольца и подвески разных стилей, собирая неповторимые образы.
Кто же самые красивые цыганки мира?
- Кармен Амайя
Кармен родилась в 1913 году в Соморросто в семье бедного гитариста. Девочка начала карьеру танцовщицы в четырехлетнем возрасте, помогая заработать отцу на кусок хлеба. В это же время ребенка замечает известный импресарио Джозеф Сантрепе. В 12 лет Кармен уже выступает с фламенко на сцене одного из ведущих театров Парижа.
О танцовщице пишет заметку знаменитый критик Себастьян Гаш в еженедельной газете «Матадор». Успех на сцене театра Зарзуэла делает Кармен всемирно известной. Далее последуют поездки в Южную и Центральную Америку. В Голливуде, где женщина снялась в нескольких фильмах, композитор Тосканини восхищался чувством ритма и огнем танца.
Амайя любила выступать в костюме матадора, чем неизменно шокировала публику.
Танцовщица была самоучкой, но это не помешало Кармен стать одной из самых заметных фигур в мире фламенко того времени.
- Миранда Соледад
Актриса и певица родилась в 1943 году в Севилье. В шестилетнем возрасте играла в фильме в качестве танцовщицы фламенко. После этого в шестнадцать придумала псевдоним Миранда, под которым и стала известна после фильма La bella Mimi. Актрису часто печатали на таблоидах из-за связи с популярным матадром Мануэлем Бенитецом.
В течение десяти лет актриса снялась в более чем тридцати фильмах, среди которых были и ужасы, приключенческие, комедии и даже вестерны.
В 1966 Миранда выходит замуж за автогонщика из Португалии, у пары появляется сын.
В 1970 муж и жена попадают в жуткую аварию, после которой Миранда Соледад умирает, оставляя в трауре всю страну.
- Рая Удовикова
В цыганском таборе под Курском в 1934 году появилась на свет девочка, которую назвали Раисой. С окончанием войны поступила в техникум, позднее работала на заводе в Днепропетровске, куда на гастроли приехал цыганский театр «Рамен». Удача повернулась к девушке лицом, когда Удовикову приняли в труппу.
С замужеством в 1966 жизнь резко поменялась. Рая берет фамилию мужа Биленберг, уезжает в Норвегию и устраивается в Национальный драматический театр. Удовикова пела песни собственного сочинения на русском, норвежском и цыганском.
После этого удача улыбнулась еще раз когда ее выбрали для съёмок советского фильма Невечерняя. К сожалению, руководство посчитало не патриотичным приглашать актрису из-за границы, и роль досталась другой цыганке.
Рая выпускала пластинки с 1960-х годов. После переезда заграницу Удовикова пела в лучших ресторанах Парижа.
- Мариска Верес
Мария Элизабет Эндер родилась 1 октября 1947 года в Дании. С детства девочка проявляла интерес к музыке. Первые шаги в искусстве делала под руководством отца-скрипача.
В 1964 была записана первая пластинка, но группа, в которой играла Мариска, вскоре распалась. После Верес заместила ушедшего в армию солиста группы Shocking Blue, которые прославились на весь мир с одной песней Venus.
Когда группа перестала существовать, Мариска, не растерявшись, начала сольную карьеру. В 1993 певица создала джаз квинтет и выпустила новые версии старых песен.
Устав от экспериментов, Верес под конец жизни записала альбом с цыганскими песнями.
- Рада Рай
Известная под псевдонимом Рада Рай, Елена Грибкова появилась на свет в Магадане в 1979 году. Девушка закончила музыкальную школу и училище, продолжила обучение эстрадному вокалу в колледже в Москве. На первых порах денег катастрофически не хватало, и Елена пела в переходах, в ресторанах и подрабатывала бэк-вокалом на записи известных певцов.
Случай свел артистку с будущим мужем Олегом Ураковым, который помог заключить первый контракт. После этого певица выпустила альбом «Ты — душа моя…», который стал хитом.
Рада Рай выступала на одной сцене с Андреем Бандера в Кремле. В 2016 Елена получила награду «Шансон года».
- Ляля Жемчужная
Ляля родилась в семье заслуженной артистки России в 1969 году. Вскоре девушка поступила в ГИТИС в мастерскую Галины Волчек.
Актриса активно снимается в различных проектах с 1982 года. В послужном списке Ляли Жемчуговой и небезызвестный сериал Кармелита.
На данный момент цыганка занимает ведущую роль в театре «Рамен».
- Людмила Сенчина
Людмила родом из села Кудрявцы что находится в Николаевской области наУкраине. Народная артистка России принадлежит к ветви молдавских цыган со стороны отца. Поклонники называли певицу «петербургским соловьем».
При рождении отец записал фамилию дочери на молдавский лад «Сенчин», а уже после развода с первым мужем певица поменяла на привычную Сенчина.
По окончанию музыкального училища в Ленинграде девушка начинает карьеру певицы в оперетте. После смены режиссера Людмила не сработалась с новым руководителем и ушла на эстраду.
В 1971 году Сенчина исполнила песню «Золушка», что принесло невиданную популярность. Также певица попробовала себя в роли актрисы в фильме «Вооружен и очень опасен».
За следующие десятилетия Людмила смогла поучаствовать в американском турне, получить несколько престижных наград и записать альбом с лучшими песнями прошлых лет.
Немецкая цыганка Филомена Франц появилась на свет в семье музыкантов. До 1939 семья свободно переезжала с места на место. С приходом к власти партии Гитлера Филомена испытала тяжесть национализма на себе.
Позднее, в 1944 году девушка попала в концлагерь для цыган. Родители, дяди и кузены, шесть братьев и сестер были убиты.
Освобожденная от заточения, в США Филомена воссоединяется с мужем и единственным выжившим братом.
Книги Франц показывают взгляд на реальность как цыганки. В автобиографии, «Между любовью и ненавистью» автор описывает традиционную для этого народа точку зрения, что не была принята обществе соотечественников.
Настоящее имя польской поэтессы Бронислава Вадж. Эта женщина, рожденная в 1907 году, является основательницей цыганской поэзии. Папутза выжила во время Холокоста цыган, потому что пряталась в лесах. Страхом и кровью пропитаны стихи того времени.
В 1947 году Джерри Фисовски нашел Брониславу вместе с мужем играющих песни собственного сочинения. Поляк убедил цыганку написать стихи и перевел произведения на польский. Напечатанное вызвало шквал негативной реакции от цыган, так как было соотнесено с ситуацией в стране.
В это время польское государство проводило политику, запрещающую вольному народу кочевать. Поэтессу выгнали из клана, и конец жизни был встречен в опале. Тем не менее, сохранилось не меньше 30 оригинальных работ Брониславы, которая до сих пор является одной из самых значительных фигур цыганской литературы.
Панна была одной из ярких звезд музыкального мира Венгрии восемнадцатого века. Девочка выросла в семье дяди, который несмотря на сомнения решил отправить племянницу учится играть на скрипке.
В 15 лет девушку выдали замуж. Вместе с сыновьями, мужем и братьями цыганка создала самый известный по тем временам ансамбль. Летом музыканты колесили по стране, а зимой приезжали в родной край. Цыганка бегло разговаривала на венгерском, что значительно облегчало жизнь труппы.
По мнению многих, женщина не была красива в общепринятом смысле, но во время игры ее лицо преображалось. Интересно, что после смерти скрипачки был сделан портрет. Там женщина изображалась удивительно красивой.
Истории жизни самых красивых цыганок учат не надеяться только на красоту, которая недолговечна, но развивать таланты, которыми природа наградила с рождения.
А красивых и ярких девушках Таиланда читаем дальше по ссылке.
Источник: intrigue.dating
Цыганы
Цыганы шумною толпой
По Бессарабии кочуют.
Они сегодня над рекой
В шатрах изодранных ночуют.
Как вольность, весел их ночлег
И мирный сон под небесами;
Между колесами телег,
Полузавешанных коврами,
Горит огонь; семья кругом
Готовит ужин; в чистом поле
Пасутся кони; за шатром
Ручной медведь лежит на воле.
Всё живо посреди степей:
Заботы мирные семей,
Готовых с утром в путь недальний,
И песни жен, и крик детей,
И звон походной наковальни.
Но вот на табор кочевой
Нисходит сонное молчанье,
И слышно в тишине степной
Лишь лай собак да коней ржанье.
Огни везде погашены,
Спокойно всё, луна сияет
Одна с небесной вышины
И тихий табор озаряет.
В шатре одном старик не спит;
Он перед углями сидит,
Согретый их последним жаром,
И в поле дальнее глядит,
Ночным подернутое паром.
Его молоденькая дочь
Пошла гулять в пустынном поле.
Она привыкла к резвой воле,
Она придет; но вот уж ночь,
И скоро месяц уж покинет
Небес далеких облака,
Земфиры нет как нет; и стынет
Убогий ужин старика.
Но вот она; за нею следом
По степи юноша спешит;
Цыгану вовсе он неведом.
«Отец мой, дева говорит,
Веду я гостя; за курганом
Его в пустыне я нашла
И в табор на́ ночь зазвала.
Он хочет быть как мы цыганом;
Его преследует закон,
Но я ему подругой буд
Его зовут Алеко он
Готов идти за мною всюду».
Я рад. Останься до утра
Под сенью нашего шатра
Или пробудь у нас и доле,
Как ты захочешь. Я готов
С тобой делить и хлеб и кров.
Будь наш привыкни к нашей доле,
Бродящей бедности и воле
А завтра с утренней зарей
В одной телеге мы поедем;
Примись за промысел любой:
Железо куй иль песни пой
И селы обходи с медведем.
Он будет мой:
Кто ж от меня его отгонит?
Но поздно. месяц молодой
Зашел; поля покрыты мглой,
И сон меня невольно клонит..
Светло. Старик тихонько бродит
Вокруг безмолвного шатра.
«Вставай, Земфира: солнце всходит,
Проснись, мой гость! пора, пора.
Оставьте, дети, ложе неги. »
И с шумом высыпал народ;
Шатры разобраны; телеги
Готовы двинуться в поход.
Всё вместе тронулось и вот
Толпа валит в пустых равнинах.
Ослы в перекидных корзинах
Детей играющих несут;
Мужья и братья, жены, девы,
И стар и млад вослед идут;
Крик, шум, цыганские припевы,
Медведя рев, его цепей
Нетерпеливое бряцанье,
Лохмотьев ярких пестрота,
Детей и старцев нагота,
Собак и лай и завыванье,
Волынки говор, скрып телег,
Всё скудно, дико, всё нестройно,
Но всё так живо-неспокойно,
Так чуждо мертвых наших нег,
Так чуждо этой жизни праздной,
Как песнь рабов однообразной!
Уныло юноша глядел
На опустелую равнину
И грусти тайную причину
Истолковать себе не смел.
С ним черноокая Земфира,
Теперь он вольный житель мира,
И солнце весело над ним
Полуденной красою блещет;
Что ж сердце юноши трепещет?
Какой заботой он томим? Птичка божия не знает
Ни заботы, ни труда;
Хлопотливо не свивает
Долговечного гнезда;
В долгу ночь на ветке дремлет;
Солнце красное взойдет,
Птичка гласу бога внемлет,
Встрепенется и поет.
За весной, красой природы,
Лето знойное пройдет
И туман и непогоды
Осень поздняя несет:
Людям скучно, людям горе;
Птичка в дальные страны,
В теплый край, за сине море
Улетает до весны. Подобно птичке беззаботной
И он, изгнанник перелетный,
Гнезда надежного не знал
И ни к чему не привыкал.
Ему везде была дорога,
Везде была ночлега сень;
Проснувшись поутру, свой день
Он отдавал на волю бога,
И жизни не могла тревога
Смутить его сердечну лень.
Его порой волшебной славы
Манила дальная звезда;
Нежданно роскошь и забавы
К нему являлись иногда;
Над одинокой головою
И гром нередко грохотал;
Но он беспечно под грозою
И в вёдро ясное дремал.
И жил, не признавая власти
Судьбы коварной и слепой;
Но боже! как играли страсти
Его послушною душой!
С каким волнением кипели
В его измученной груди!
Давно ль, на долго ль усмирели?
Они проснутся: погоди!
Скажи, мой друг: ты не жалеешь
О том, что бросил навсегда?
Что ж бросил я?
Ты разумеешь:
Людей отчизны, города.
О чем жалеть? Когда б ты знала,
Когда бы ты воображала
Неволю душных городов!
Там люди, в кучах за оградой,
Не дышат утренней прохладой,
Ни вешним запахом лугов;
Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей.
Что бросил я? Измен волненье,
Предрассуждений приговор,
Толпы безумное гоненье
Или блистательный позор.
Но там огромные палаты,
Там разноцветные ковры,
Там игры, шумные пиры,
Уборы дев там так богаты.
Что шум веселий городских?
Где нет любви, там нет веселий.
А девы. Как ты лучше их
И без нарядов дорогих,
Без жемчугов, без ожерелий!
Не изменись, мой нежный друг!
А я. одно мое желанье
С тобой делить любовь, досуг
И добровольное изгнанье!
Ты любишь нас, хоть и рожден
Среди богатого народа.
Но не всегда мила свобода
Тому, кто к неге приучен.
Меж нами есть одно преданье:
Царем когда-то сослан был
Полудня житель к нам в изгнанье.
(Я прежде знал, но позабыл
Его мудреное прозванье.)
Он был уже летами стар,
Но млад и жив душой незлобной
Имел он песен дивный дар
И голос, шуму вод подобный
И полюбили все его,
И жил он на брегах Дуная,
Не обижая никого,
Людей рассказами пленяя;
Не разумел он ничего,
И слаб и робок был, как дети;
Чужие люди за него
Зверей и рыб ловили в сети;
Как мерзла быстрая река
И зимни вихри бушевали,
Пушистой кожей покрывали
Они святаго старика;
Но он к заботам жизни бедной
Привыкнуть никогда не мог;
Скитался он иссохший, бледный,
Он говорил, что гневный бог
Его карал за преступленье.
Он ждал: придет ли избавленье.
И всё несчастный тосковал,
Бродя по берегам Дуная,
Да горьки слезы проливал,
Свой дальный град воспоминая,
И завещал он, умирая,
Чтобы на юг перенесли
Его тоскующие кости,
И смертью чуждой сей земли
Не успокоенные гости!
Так вот судьба твоих сынов,
О Рим, о громкая держава.
Певец любви, певец богов,
Скажи мне, что такое слава?
Могильный гул, хвалебный глас,
Из рода в роды звук бегущий?
Или под сенью дымной кущи
Цыгана дикого рассказ?
Прошло два лета. Так же бродят
Цыганы мирною толпой;
Везде по-прежнему находят
Гостеприимство и покой.
Презрев оковы просвещенья,
Алеко волен, как они;
Он без забот в сожаленья
Ведет кочующие дни.
Всё тот же он; семья всё та же;
Он, прежних лет не помня даже,
К бытью цыганскому привык.
Он любит их ночлегов сени,
И упоенье вечной лени,
И бедный, звучный их язык.
Медведь, беглец родной берлоги,
Косматый гость его шатра,
В селеньях, вдоль степной дороги,
Близ молдаванского двора
Перед толпою осторожной
И тяжко пляшет, и ревет,
И цепь докучную грызет;
На посох опершись дорожный,
Старик лениво в бубны бьет,
Алеко с пеньем зверя водит,
Земфира поселян обходит
И дань их вольную берет.
Настанет ночь; они все трое
Варят нежатое пшено;
Старик уснул и всё в покое.
В шатре и тихо и темно.
Старик на вешнем солнце греет
Уж остывающую кровь;
У люльки дочь поет любовь.
Алеко внемлет и бледнеет.
Старый муж, грозный муж,
Режь меня, жги меня:
Я тверда; не боюсь
Ни ножа, ни огня.
Ненавижу тебя,
Презираю тебя;
Я другого люблю,
Умираю любя.
Молчи. Мне пенье надоело,
Я диких песен не люблю.
Не любишь? мне какое дело!
Я песню для себя пою.
Режь меня, жги меня;
Не скажу ничего;
Старый муж, грозный муж,
Не узнаешь его.
Он свежее весны,
Жарче летнего дня;
Как он молод и смел!
Как он любит меня!
Как ласкала его
Я в ночной тишине!
Как смеялись тогда
Мы твоей седине!
Молчи, Земфира! я доволен.
Так понял песню ты мою?
Ты сердиться волен,
Я песню про тебя пою.
Уходит и поет: Старый муж и проч.
Так, помню, помню песня эта
Во время наше сложена,
Уже давно в забаву света
Поется меж людей она.
Кочуя на степях Кагула,
Ее, бывало, в зимню ночь
Моя певала Мариула,
Перед огнем качая дочь.
В уме моем минувши лета
Час от часу темней, темней;
Но заронилась песня эта
Глубоко в памяти моей.
Всё тихо; ночь. Луной украшен
Лазурный юга небосклон,
Старик Земфирой пробужден:
«О мой отец! Алеко страшен.
Послушай: сквозь тяжелый сон
И стонет, и рыдает он».
Не тронь его. Храни молчанье.
Слыхал я русское преданье:
Теперь полунощной порой
У спящего теснит дыханье
Домашний дух; перед зарей
Уходит он. Сиди со мной.
Отец мой! шепчет он: Земфира!
Тебя он ищет и во сне:
Ты для него дороже мира.
Его любовь постыла мне.
Мне скучно; сердце воли просит
Уж я. Но тише! слышишь? он
Другое имя произносит.
Слышишь? хриплый стон
И скрежет ярый. Как ужасно.
Я разбужу его.
Напрасно,
Ночного духа не гони
Уйдет и сам.
Он повернулся,
Привстал, зовет меня. проснулся
Иду к нему прощай, усни.
Где ты была?
С отцом сидела.
Какой-то дух тебя томил;
Во сне душа твоя терпела
Мученья; ты меня страшил:
Ты, сонный, скрежетал зубами
И звал меня.
Мне снилась ты.
Я видел, будто между нами.
Я видел страшные мечты!
Не верь лукавым сновиденьям.
Ах, я не верю ничему:
Ни снам, ни сладким увереньям,
Ни даже сердцу твоему.
О чем, безумец молодой,
О чем вздыхаешь ты всечасно?
Здесь люди вольны, небо ясно,
И жены славятся красой.
Не плачь: тоска тебя погубит.
Отец, она меня не любит.
Утешься, друг: она дитя.
Твое унынье безрассудно:
Ты любишь горестно и трудно,
А сердце женское шутя.
Взгляни: под отдаленным сводом
Гуляет вольная луна;
На всю природу мимоходом
Равно сиянье льет она.
Заглянет в облако любое,
Его так пышно озарит
И вот уж перешла в другое;
И то недолго посетит.
Кто место в небе ей укажет,
Примолвя: там остановись!
Кто сердцу юной девы скажет:
Люби одно, не изменись?
Утешься.
Как она любила!
Как нежно преклонясь ко мне,
Она в пустынной тишине
Часы ночные проводила!
Веселья детского полна,
Как часто милым лепетаньем
Иль упоительным лобзаньем
Мою задумчивость она
В минуту разогнать умела.
И что ж? Земфира неверна!
Моя Земфира охладела.
Послушай: расскажу тебе
Я повесть о самом себе.
Давно, давно, когда Дунаю
Не угрожал еще москаль
(Вот видишь, я припоминаю,
Алеко, старую печаль.)
Тогда боялись мы султана;
А правил Буджаком паша
С высоких башен Аккермана
Я молод был; моя душа
В то время радостно кипела;
И ни одна в кудрях моих
Еще сединка не белела,
Между красавиц молодых
Одна была. и долго ею,
Как солнцем, любовался я,
И наконец назвал моею.
Ах, быстро молодость моя
Звездой падучею мелькнула!
Но ты, пора любви, минула
Еще быстрее: только год
Меня любила Мариула.
Однажды близ Кагульских вод
Мы чуждый табор повстречали;
Цыганы те, свои шатры
Разбив близ наших у горы,
Две ночи вместе ночевали.
Они ушли на третью ночь,
И, брося маленькую дочь,
Ушла за ними Мариула.
Я мирно спал; заря блеснула;
Проснулся я, подруги нет!
Ищу, зову пропал и след.
Тоскуя, плакала Земфира,
И я заплакал с этих пор
Постыли мне все девы мира;
Меж ими никогда мой взор
Не выбирал себе подруги,
И одинокие досуги
Уже ни с кем я не делил.
Да как же ты не поспешил
Тотчас вослед неблагодарной
И хищникам и ей коварной
Кинжала в сердце не вонзил?
К чему? вольнее птицы младость;
Кто в силах удержать любовь?
Чредою всем дается радость;
Что было, то не будет вновь.
Я не таков. Нет, я не споря
От прав моих не откажусь!
Или хоть мщеньем наслажусь.
О нет! когда б над бездной моря
Нашел я спящего врага,
Клянусь, и тут моя нога
Не пощадила бы злодея;
Я в волны моря, не бледнея,
И беззащитного б толкнул;
Внезапный ужас пробужденья
Свирепым смехом упрекнул,
И долго мне его паденья
Смешон и сладок был бы гул.
Источник: ilibrary.ru