В центре повествования история Лены Бессольцевой и ее дедушки Николая Николаевича.
Вопросы для беседы: Почему так подробно описывается дом Бессольцевых? Почему Лену Бессольцеву называли Чучелом? Есть ли прозвища у других ребят? О чем это говорит? За что одноклассники объявили Лене бойкот? Детская жестокость – это явление временное? Что изменилось в Лене после сожжения чучела?
Могут ли такие честные и чистые люди, как Бессольцевы, изменить одноклассников Лены и ее классную руководительницу? Довольны ли вы собой и окружающим вас миром? Как эта повесть учит толерантности?
Книги о Гарри Потере
Серия книг о Гарри Поттере английской писательницы Дж. Роллинг приобрели необычайную популярность у детей. Жанр произведений – волшебная сказка-эпопея с философской подоплекой, максимально приближенная к современной действительности. Среди многих философских проблем в книгах говорится и о проблеме межнациональных отношений.
«Грязнокровка – это самое подлое оскорбление. Грязнокровками называют тех, кто родился в семье маглов. У кого родители не волшебники. Среди волшебников есть такие, кто считает себя лучше всех. Они хвалятся, что у них в жилах течет самая чистая кровь. Бессовестно так называть людей.
Чучело 1 серия (драма, реж. Ролан Быков, 1983 г.)
Да сейчас большинство волшебников полукровки. Если бы мы не женились на маглах, мы бы давно все вымерли» 11 .
3. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ЮНОШЕСТВА
Повесть А. Приставкина «Ночевала тучка золотая»
Главные герои повести, братья-близнецы Кузьменыши, радовались: детский дом из Подмосковья уезжает на Кавказ. Там тепло. Прокормиться можно. Шел 1944 год. Именно тогда незаконно выселяли чеченцев и ингушей.
Один из братьев, Сашка, погиб. Кольку спас чеченский мальчик Амазур.
В статье Галины Ребель о повести дается подробное описание образов братьев Кузьменышей, чей статус — детдомовцы, колонисты, беспризорные. Критик размышляет о межнациональных вопросах, поставленных в повести, о тайне насильственного переселения чеченцев. Одна из центральных идей повести – братство как внесемейная, внеродовая, наднациональная ценность.
Здесь же приведены вопросы для обсуждения повести 12 и дана разработка урока — конференции по повести. 13
Серия книг «Антология выстаивания и преображения» (Век двадцатый) призвана помочь юношеству обрести нравственную опору в трагическом опыте отцов, стать своего рода прививкой против всевозможных духовных эпидемий и массовых психозов. Слово «геноцид» появилось в ХХ веке — от греческого Genos – род, племя и латинского caedo – убиваю. Почему существовала и существует в наше время практика уничтожения людей только за то, что они другие? На эти вопросы отвечают книги серии.
Коэн А. «О люди, братья мои!»
Автор рассказывает о том, какую боль и унижение он пережил в десятилетнем возрасте, живя во Франции, когда торговец пятновыводителями сказал ему: «Ведь ты грязный жиденыш, да. По твоей образине видно, что золото ты любишь больше, чем конфеты, да. И ты ешь французский хлеб, да?» На стене было написано мелом «Смерть евреям» 14 . Он не пострадал физически, он просто получил урок позора, урок того, как постыдно и непростительно родиться евреем. Но без того торговца и его собратьев по злобе в Германии не было бы газовых камер, не было бы гор мертвецов.
ДИАНА ПОСТАВИЛА НА МЕСТО ТРЕНЕРА ЭББИ!!! ТРЕНЕР НЕ ОЖИДАЛА ТАКОГО ОТ БУНТАРКИ!!! РАЗБОРКИ ЧЕРЛИДЕРШ!
Автор обращается к антисемитам: «…бедные братья по смерти, скажите же, братья мои антисемиты, вы на самом деле счастливы своей ненавистью и горды своей злобой? Неужели такая цель ведет вас в этой горестной, быстротечной жизни?» 15 .
Эту повесть-памфлет можно обсудить с ребятами, опираясь на текст, предварив обсуждение рассказом о возникновении фашизма в Германии, о Холокосте.
Вайль И. «Псалом памяти 77297 жертв»
Здесь, как и в предыдущей книге, речь идет о геноциде евреев в годы Второй мировой войны. Число 77297 – это количество уничтоженных фашистами евреев в Чехии и Моравии. Книга не обычна по композиции. Это миниатюры, рисующие реальные картинки из жизни узников гетто и концлагерей, каждая из которых заканчивается выдержкой из Псалтири.
Камю А. «Письма немецкому другу»
Стремление разобраться в опыте войны видно в публицистических статьях, объединенных под названием «Письма к немецкому другу» (вымышленный друг выведен философом отчаяния, неверящим в гуманистические ценности). В «Письмах» Камю наметил альтернативу философии и практики «отчаяния». Главный акцент сделан на связи человека с жизнью.
Они были написаны и изданы в подполье с целью прояснить смысл борьбы, и сделать эту борьбу более эффективной. Когда автор этих строк пишет «вы», он имеет в виду не «вы, немцы», а «вы, нацисты». Когда он говорит «мы», это не всегда означает «мы, французы», но «мы, свободные европейцы». Он противопоставляет две позиции, а не две нации, даже если в какой-то исторический момент эти две нации олицетворяли собою враждебные позиции. Автор неоднократно повторяет: «Я слишком люблю мою страну, чтобы быть националистом».
Повесть Василя Быкова «Альпийская баллада»
В повести напряженный сюжет, контраст между светлым чувством любви, зарождающимся в душах молодых людей, и той трагической обстановкой, которая окружает их.
В центре повествования – рядовой Иван Терешка, двадцатилетний парень, закаленный физическим трудом, крепкий и выносливый. Он оказался в плену у немцев и понял там, что «смерть не самое худшее из всех бед на войне». Трижды герой пытался бежать, но неудачно. В повести описана четвертая попытка. Из лагеря бежала также итальянская девушка Джулия. Молодые люди полюбили друг друга.
В конце повести Иван предпринял попытку спасти Джулию, толкнул ее с обрыва. Девушка выжила. Спустя много лет Джулия Новелли написала письмо в белорусскую деревню, в котором выразила свое восхищение мужеством, смелостью и стойкостью Ивана.
Вопросы для обсуждения: Для чего писатель ввел в повествование образ Джулии, каково его значение? Как вы расцениваете гибель Ивана Терешки – как поражение или победу? Учит ли эта повесть толерантности? Как?
Источник: geum.ru
За что одноклассники объявили лене бессольцевой бойкот что это такое

Arsenyeva 9 лет назад
Светило науки — 926 ответов — 16658 раз оказано помощи
«Чучело»?
Все дети в классе должны были очень скоро поехать в Москву. Ребята решили прогулять урок,пойти в кино и провести время более интересно. Все вышли из школы,а Дима вспомнил,что оставил все деньги на поездку в классе и вернулся. Там его ждала учительница. Она начала его допрашивать,он не выдержал. А Лена в то время стояла за дверью и всё слышала.
В классе,чтобы Диму не перестали уважать,Лена сказала,что это она их -сдала-. Вот ей и объявили бойкот.
Я видела фильм по телевизору)
Удачи!
Источник: znanija.pro
Презентация, доклад и конспект урока литературы по повести В.Железникова Чучело
Слайд 1Имя урока: « … »
Тема урока:
«Нравственные
уроки повести
В.К. Железникова
«Чучело»
![]()
Слайд 2Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка»
В. Железников «Чучело»
![]()
Слайд 3… что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором
пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий
Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным.
В. Железников
![]()
Слайд 4Цель урока:
Проанализировать повесть В.К. Железникова «Чучело» с точки зрения понятий нравственности;
Рассмотреть
художественные образы повести;
Определить идею произведения;
Осознать смысл нравственных уроков писателя.
![]()
Слайд 5Владимир Карпович Железников (1925-2015)
опубликовал больше сорока книг и написал сценарий
для двадцати художественных фильмов
лауреат отечественных и международных премий
художественный руководитель киностудии «Глобус», которая снимает фильмы для детей
![]()
Слайд 6Описание города
![]()
Слайд 7Семья Бессольцевых
![]()
Слайд 8Впечатления о книге:
понравилась
запомнилась
взволновала
потрясла
не понравилась
непонятна
![]()
Слайд 9Нравственность – синоним слова «мораль» — особый тип нормативной регуляции, представленный
совокупностью норм и принципов, распространяющих своё влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственности ценности (добро, милосердие, сострадание и т.д.)
![]()
Слайд 10
нравственность
доброта
честь
совесть
милосердие
гуманность
«Мой портфель»
![]()
Слайд 11Чучело …
Почему?
![]()
Слайд 12Детская жестокость …
или постоянное,
накладывающее отпечаток на общее формирование
![]()
Слайд 13Бойкот (перен.) –
прекращение отношений с кем-либо в знак протеста против
чьего-либо поведения, поступка.
![]()
Слайд 14Обсудим вместе:
За что Лене объявили бойкот?
Почему Лена среди всех ребят выбрала
Димку Сомова?
Почему она не сказала одноклассникам о поступке Димы?
Можно ли смеяться над чувствами человека?
Одобряете ли вы Лену, готовую пожертвовать собой ради друга?
![]()
Слайд 15Обсудим вместе:
Какое страшное унижение учинили ребята Лене?
…я пришла на костёр
одним человеком, а встала с земли навстречу Димке совсем другим»
![]()
Слайд 16Обсудим вместе:
«Честно говоря, жалко мне вас. Бедные, бедные люди», — слова
Лены Бессольцевой, произнесённые на дне рождения Димки Сомова.
Что хотела ими сказать Лена?
![]()
Слайд 17А теперь в школьный кинотеатр!
Трусость или проявление гордости, человеческого
Как вы оценивает поступок Лены и её дедушки?
![]()
Слайд 18
![]()
Слайд 19Обсудим вместе:
Чему учит нас эта повесть?
Какие нравственные уроки даёт нам писатель?
Какой
эпиграф наиболее точно раскрывает тему урока?
Какое имя мы дадим нашему уроку?
![]()
Слайд 20Имя урока: « … »
Тема урока:
«Нравственные
уроки повести
В.К. Железникова
«Чучело»
![]()
Слайд 21Имя урока:
«Надо быть милосердным. »
![]()
Слайд 22Домашнее задание:
Написать мини-сочинение на одну из тем:
«В наш класс пришла
новенькая…»;
«Поступок, за который мне стыдно…» или
Выполнить задания из учебника (стр.236):
Опишите одноклассников Лены. Письменно расскажите о важнейших событиях от имени Железной Кнопки и Димки Сомова (по выбору).
Творческий коллективный проект. Напишите о своих впечатлениях о повести. Обменяйтесь мнениями на предстоящей читательской конференции. Ответьте на вопрос: «Что вам понравилось больше – книга или фильм? Объясните почему».
![]()
Слайд 23Вывод:
Обижать, унижать человека нельзя. Прежде чем это сделать, поставьте себя на
![]()
Слайд 24Дневник самонаблюдения
1 На уроке я работал активно / пассивно
2 Своей работой
на уроке я
доволен / недоволен
3 Урок показался мне
коротким / длинным
4 За урок я
не устал / устал
5 Мое настроение
улучшилось / ухудшилось
6 Материал урока был мне
понятным / непонятным;
полезным / ненужным;
интересным / скучным;
легким / тяжёлым
7 Домашнее задание кажется мне
интересным / неинтересным
Для оценки учащимися активности и качества своей работы на уроке предлагается на листе условно обозначать ответы:
«V» — ответил по просьбе учителя, но ответ был неправильным;
«W» — ответил по просьбе учителя, ответ правильный;
«|» — ответил по собственной инициативе, но ответ был неправильным;
«+» — ответил по собственной инициативе, ответ правильный;
«0» — не ответил.
Источник: shareslide.ru