Тренировочный вариант №4 ВПР 2022 по Русскому языку 4 класс. Варианты ВПР по русскому языку. 4 класс. 2022 г. Всероссийская проверочная работа по Русскому языку 4 класс 2022 .
1. Запиши текст под диктовку
2. Найди в тексте предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение
и подчеркни в нём однородные подлежащие.
3. Выпиши из текста 7-е предложение.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
4. Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
| Досуг, магазин, повторим, средства. |
5 . В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки глухие. Выпиши это слово.
Тишину сада потревожил щебет птиц.
| Прочитай текст и выполни задания 6–14. Запиши ответы на отведённых для этого строчках. |
ВПР по русскому языку 4 класс часть 2. Полный разбор заданий
(1)Великий русский врач, хирург и анатом, Николай Иванович Пирогов был исключительно трудолюбивым и самоотверженным человеком. (2)Даже в редкие минуты отдыха он думал о том, как победить болезни и облегчить тяжёлые страдания людей.
(3)В 19 веке − в то время, когда жил Пирогов, ещё не умели лечить переломы. (4)Многие врачи считали, что сломанные конечности не срастаются, и люди лишались рук и ног, оставаясь калеками на всю жизнь. (5)Однажды Пирогов зашёл в гости к другу-скульптору. (6)Тот вымачивал в гипсе марлевые повязки для укрепления статуи, которую он создавал. (7)Пирогов, задумавшись, наблюдал за работой художника. (8)И вдруг его осенило! (9)«Отсыпь-ка мне сухого гипса!» − попросил он друга. (10)Тот удивился, но просьбу выполнил. (11)Пирогов принёс мешочек с гипсом домой. (12)Затем развёл его в воде и вымочил бинты в получившейся гипсовой кашице. (13)Взял два обломка кости
животного, аккуратно соединил их в местах перелома и туго перетянул мокрой гипсовой повязкой. (14)Гипс быстро затвердел и удерживал соединённые обломки в правильном положении.
(15)Так родилась гениальная идея закрепления сломанных конечностей при помощи гипса, чтобы они правильно срастались.
(По Е. Калмыковой)
6. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Ответ.
7. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
Ответ.
9. Как ты понимаешь значение слова «врач» из 1-го предложения? Запиши своё объяснение.
Ответ. Врач – это
10. Замени слово «быстро» из 14-го предложения близким по значению словом.
Запиши это слово.
Ответ. Быстро –
11. В 11-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:

ВПР русский язык 4 класс, вариант 1, часть 2
Выпиши это слово, обозначь его части.
12. Выпиши из 14-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
13. Выпиши из 2-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
14. Выпиши из 13-го предложения все глаголы в той форме, в которой они
употреблены в предложении.
15. Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение
Дарёному коню в зубы не смотрят.
Ответ. Выражение Дарёному коню в зубы не смотрят будет уместно в ситуации, когда
1. Запиши текст под диктовку
Наступила весна. Вернулись из тёплых стран птицы. Строят заботливые самцы и самочки уютные гнёздышки для птенцов.
На сучке берёзы устроили гнездо зяблики. Оно словно слилось с деревом. Сразу его и не заметишь. В стенки гнезда птички вплели берёзовую кору. Славное получилось гнёздышко! Ещё лучше гнездо у иволги. Точно корзиночка висит в ветвях деревьев.
А зимородок смастерил свой домик в обрывистом берегу реки. Он выкопал клювом норку и устроил в ней гнёздышко. Внутри выстлал его рыбьими косточками.
Много чудесных домиков увидишь весной!
2. Найди в тексте предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.
Строят заботливые самцы и самочки уютные гнёздышки для птенцов.
3. Выпиши из текста 7-е предложение.
1) Подчеркни в нём главные члены.
В стенки гнезда птички вплели берёзовую кору.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
предлог сущ. сущ. сущ. глаг. прил. сущ.
В стенки гнезда птички вплели берёзовую кору.
4. Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
ДосУг, магазИн, повторИм, срЕдства
5. В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки глухие. Выпиши это слово.
Тишину сада потревожил щебет птиц.
В правильном ответе должно быть выписано слово птиц
6. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Ответ.
Основная мысль текста.
Великий врач Пирогов даже в минуты отдыха думал о том, как помочь
страдающим людям, именно тогда у него родилась идея лечения переломов
с помощью гипсовых повязок.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу
формулировке
7. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
Ответ.
Примерный план.
1. Трудолюбивый врач Н.И. Пирогов.
2. Идея из мастерской скульптора.
3. Гипс для лечения переломов.
Могут быть заданы следующие вопросы по содержанию текста.
Каким человеком был врач Пирогов?
Почему Пирогова называют самоотверженным и трудолюбивым человеком?
Где Пирогову пришла идея о гипсовой повязке?
Кто первым стал использовать гипс для лечения переломов?
Могут быть заданы другие вопросы, относящиеся к содержанию текста
9. Как ты понимаешь значение слова «врач» из 1-го предложения? Запиши своё объяснение.
Ответ. Врач – это человек, который лечит людей.
Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение слова
10. Замени слово «быстро» из 14-го предложения близким по значению словом.
Запиши это слово.
Ответ. Быстро – скоро, моментально, мгновенно.
11. В 11-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:

Выпиши это слово, обозначь его части.

12. Выпиши из 14-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) формы имён существительных: гипс, обломки, (в) положении;
2) морфологические признаки одной из форм , например:
гипс – м. р., 2-е скл., ед. ч., им. п.;
обломки – м. р., 2-е скл., мн. ч., вин. п.;
(в) положении − ср. р., 2-е скл., ед. ч., предл. п.
13. Выпиши из 2-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) формы имён прилагательных: (в) редкие (минуты), тяжёлые (страдания);
2) морфологические признаки одной из форм , например:
(в) редкие (минуты) – мн. ч., вин. п.;
тяжёлые (страдания) – мн. ч., вин. п.
14. Выпиши из 13-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.
Ответ. В правильном ответе должны быть выписаны следующие формы глаголов :
15. Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение
Дарёному коню в зубы не смотрят.
Ответ. Выражение Дарёному коню в зубы не смотрят будет уместно в ситуации, когда мальчику на день рождения подарили подарок, который ему не очень нравится, но говорить об этом / показывать это невежливо, потому что даривший старался, хотел сделать приятное.
Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного выражения
Источник: nachalkaplus.ru
ВПР по русскому языку за 4 класс 2023 года (10 вариантов) — Вариант 10
На выполнение заданий части 1 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть 1 включает в себя 3 задания.
Ответы на задания запиши в работе на отведённых для этого строчках. Если ты хочешь изменить ответ, то зачеркни его и запиши рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.
Задание 1.
Запиши текст под диктовку.
На солнце нельзя было взглянуть. Ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему небу плыли лёгкие облака. Весенние ветерки пахли свежей травой и птичьими гнёздами.
Перед домом на душистых тополях лопнули большие почки. С каждым днём прибывц птиц в саду. Забегали между стволами чёрные дрозды. В липах завелась иволга. Птица : свистела медовым голосом.
В скворечниках заливались скворцы. В ещё прозрачном березняке пролетел дятел. В солнечное утро у пруда нежным голосом закуковала кукушка. Ещё веселее засвистал весь сад, зашумел листьями. (80 слов)
Задание 2.
Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.

Задание 3.
Выпиши из текста 3-е предложение.
1) Подчеркни в нём главные члены.

2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Часть 2.
На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть 2 включает в себя 12 заданий.
Ответы на задания запишй в работе на отведённых для этого строчках. Если ты хочешь изменить ответ, то зачеркни его и запиши рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.
Задание 4.
Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
Положить, скворечник, искра, клеит.

Задание 5.
В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки твёрдые. Выпиши это слово.
Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
В правильном ответе должно быть выписано слово:
Прочитай текст и выполни задания 6-14. Запиши ответы на отведённых для этого строчках.
- (1) Дрозд в развилку берёзы положил первый пучок сухой травы. (2) Положил, расправил клювом и задумался. (3) Вот он — торжественный миг, когда всё позади и всё впереди. (4) Позади зимовка в южныя лесах, тяжёлый далёкий перелёт. (5) Впереди гнездо, птенцы, труды и тревоги. (6) Развилка берёзы и пучок травы как начало новой жизни.
- (7) Что ни день, то выше гнездо и шире. (8) Однажды дроздиха села в него и осталась сидеть. (9) Она вся утонула в гнезде, снаружи торчали нос да хвост. (10) Но дроздиха видела и слышала всё. (11) Тянулись по синему небу облака, а по зелёной земле ползли их тени. (12) Прошагал на ногах-ходулях лось. (13) Неуклюже проковылял заяц. (14) Пеночка-весничка, пушистая, как вербный барашек, поёт и поёт про весну.
- (15) Берёза баюкает птичий дом. (16) И на страже его — хвост и нос. (17) Они торчат, как часовые. (18) Раз торчат, значит, всё хорошо. (19) Значит, тихо в лесу. (20) Значит, всё впереди!
Задание 6.
Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Основная мысль текста:
Весна — начало новой жизни.
(Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке)
Задание 7.
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
1. Торжественный миг.
2. Дроздиха в гнезде.
3. Лесная жизнь продолжается.
Задание 8.
какие моменты жизни оставил дрозд позади ?
Что ждёт дрозда впереди?
Что дроздиха видела и слышала?
(Могут быть заданы другие вопросы, относящиеся к содержанию текста)
Задание 9.
Как ты понимаешь значение слова «часовой («часовые») из 17-го предложения? Запиши своё объяснение.
Часовой — это караульный, охранник.
(Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение слова)
Задание 10.
Замени слово «баюкать» («баюкает») из 15-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.
Баюкать — укачивать, тихо напевая.
(Могут быть подобраны другие синонимы)
Задание 11.
В 8-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:


Задание 12.
Выпиши из 9-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
1) формы имён существительных : (В) гнезде, нос, хвост;
2) морфологические признаки одной из форм :
(В) гнезде — ср. р., 2-е скл., ед. ч., пр. п.;
нос — м. р., 2-е скл., ед. ч., им. п.;
хвост — м. р., 2-е скл., ед. ч., им. п.;
Задание 13.
Выпиши из 4-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
1) формы имён прилагательных : (В) южных (лесах) , тяжёлый (перелёт), далёкий (перелёт);
2) морфологические признаки одной из форм :
(В) южных (лесах) — мн. ч., пр. п.
тяжёлый (перелёт) — ед. ч., м. р., им. п.
далёкий (перелёт) — ед. ч., м. р., им. п.
Задание 14.
Выпиши из 11-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.
В правильном ответе должны быть выписаны следующие формы глаголов:
Тянулись, ползли.
Задание 15.
Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Семеро одного не ждут.
Выражение Семеро одного не ждут будет уместно в ситуации, когда все собрались за праздничным столом, а одного гостя всё ещё нет.
(Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного выражения)
Источник: na-urokah.ru
ВПР Русский язык 4 класс. Построение речевого высказывания, задания 71-80
(1)Берёза — одно из самых распространённых и любимых деревьев в России. (2)Красавицей русских лесов называют её люди. (3)Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она прекрасна в любой сезон. (4)О берёзе сложено много песен, былин, преданий. (5)Русскими художниками созданы десятки живописных картин, изображающих её.
(6)Зацветает берёзка на исходе апреля. (7)Цветки у неё скромные — серёжки, а семена берёзы, созревающие в них, легко разносятся ветром по земле. (8)Она хорошо приживается там, где с трудом растут другие деревья, — на лесных вырубках и пожарищах. (9)Вырастает берёза быстро, и вскоре на таких местах появляются молодые рощи.
(10)Без берёзы нельзя представить себе жизнь наших предков. (11)Всё из берёзы шло в дело. (12)Источником света в жилищах на протяжении многих веков служила берёзовая лучина. (13)Из почек готовили лекарства, из ветвей делали мётлы и веники, из древесины изготовляли мебель. (14)А берёзовые дрова служили отличным топливом для печки. (15)Из берёсты умельцы мастерили лукошки для сбора грибов и ягод. (16)На ней же наши предки делали свои записи, которые хорошо сохранились до настоящего времени и известны как «берестяные грамоты».
(По книге «Что такое? Кто такой?»)
Почему берёзу называют красавицей русских лесов?
Как размножается берёза?
Как берёза использовалась в хозяйстве?
Что делали люди из берёзы?
Задание 72
(1)Хороша бамбуковая удочка — лёгкая, гибкая, прочная. (2)А представьте себе «удилище», которое достаёт до девятого этажа, с толщиной основания тридцать сантиметров! (3)Вы скажете, что таких удилищ не может быть. (4)Конечно. (5)Но если бы какой-нибудь сказочный великан захотел иметь такое удилище, он вполне мог бы его получить, потому что некоторые бамбуки вырастают до сорока метров в высоту.
(6)Бамбук — самый большой в мире злак. (7)Можно сказать, это самая высокая трава на земном шаре. (8)Родственниками бамбука являются пшеница, рожь и кукуруза. (9)Но его, в отличие от них, называют древовидным злаком. (10)Как правило, он произрастает в жарких странах, где много солнечных лучей и влаги. (11)К тому же растёт он очень быстро. (12)Например, в родном Вьетнаме бамбук прибавляет в росте до двух метров в день. (13)Возможно, поэтому он и вырастает таким большим.
(14)В тёплых странах бамбука очень много, и его широко используют в хозяйстве. (15)Мягкие молодые побеги идут в пищу. (16)Из более жёсткого бамбука делают обои, бумагу, ткани и мебель, а из самых крупных и твёрдых растений даже строят дома и мосты.
(По книге «Что такое? Кто такой?»)
Может ли бамбуковая удочка быть длиной в сорок метров?
Что общего у бамбука и пшеницы?
Насколько быстро растёт бамбук?
Как используют бамбук в хозяйстве?
Задание 73
(1)Белый аист любит жить по соседству с людьми. (2)Эта крупная птица доверчиво расхаживает по лугу у самой деревни и устраивает своё большое гнездо из прутьев и веток на верхушке старого дерева или прямо на крыше деревенского дома. (3)Потом в гнезде появляются длинноногие аистята. (4)Малыши тоже доверчиво поглядывают на людей и ждут своих родителей с охоты. (5)А они по очереди приносят им еду: лягушек, мышей, ящериц, разных насекомых.
(6)К осени аистята подрастут. (7)Они станут большими, сильными птицами и вместе со своими родителями улетят на юг. (8)Но весной они опять вернутся в родные края, так как эти птицы очень привязаны к своей родине. (9)Если аисты однажды устроят гнездо на крыше дома, то каждую весну они будут снова и снова прилетать сюда.
(10)Белые аисты и люди являются давними друзьями. (11)Когда аист подружился с человеком, никто точно не знает. (12)Но люди очень дорожат дружбой с ним и радуются, когда аист селится на крыше дома. (13)Издавна считается, что эти птицы приносят счастье хозяевам дома. (14)Может быть, поэтому люди заботятся о покое и безопасности дружелюбных верных аистов.
(По книге «Что такое? Кто такой?»)
Где любят жить белые аисты?
Куда улетают аисты осенью?
Почему весной аисты возвращаются в родные места?
Почему люди дорожат дружбой с аистами?
Задание 74
(1)В истории русской литературы много замечательных поэтов. (2)Все они разные, каждый по-своему уникален. (3)Но есть поэты особенные. (4)К таким особенным поэтам относится Михаил Юрьевич Лермонтов — поэт с «русскою душой».
(5)Он родился в 1814 году в Москве, но детство провёл в селе Тарханы в имении своей любимой бабушки. (6)Когда внуку исполнилось 13 лет, бабушка повезла его учиться в столицу. (7)Учёба была не простой, но юноше нравилась требовательность учителей. (8)Благодаря трудолюбию и упорству, которые он воспитал в себе в эти годы, Михаил Юрьевич многое успел, хотя прожил всего 26 лет. (9)Поэт играл на четырёх музыкальных инструментах, прекрасно рисовал, отлично фехтовал, играл в шахматы, танцевал, пел и профессию себе выбрал мужественную. (10)Он стал военным.
(11)Однако сам Лермонтов считал, что настоящую пользу России он может принести своими произведениями. (12)И был прав. (13)Со дня рождения М. Ю. Лермонтова прошло более 200 лет, но книги его до сих пор современны, их читают и перечитывают. (14)Он писал о том, что важно и сейчас: о чести и достоинстве, о том, что надо любить и беречь свою Родину, знать её историю, культуру и родной язык.
Где прошло детство будущего поэта?
Какими талантами обладал М. Ю. Лермонтов?
Почему за недолгую жизнь поэт успел сделать так много?
О чём М. Ю. Лермонтов писал в своих произведениях?
Задание 75
(1)Град – это такой вид осадков, когда с неба падают льдинки, иногда очень большие, размером с куриное яйцо. (2)Высоко в небе часто дуют резкие, порывистые ветры, они перемещают льдинки то вверх, то вниз. (3)Во время таких прыжков «вверх-вниз» к льдинке прилипают другие льдинки. (4)Получается что-то похожее на маленький снежный ком. (5)Это и называют градиной. (6) Крупная градина, разрезанная пополам, похожа на луковицу. (7)Она состоит из нескольких «наросших» на неё слоёв льда.
(8)Град иногда приносит людям значительный вред. (9)Он уничтожает посевы. (10)Тяжёлые градины, упав с неба, калечат молодые побеги растений, и те погибают. (11)Более того, град может нанести очень серьёзные травмы людям, которые не успели спрятаться.
(12)Человек издавна пытался бороться с градом. (13)Когда-то, чтобы спасти урожай, люди били в колокола и стреляли в небо из пушек. (14)Громким звуком они пытались заставить тучу пролиться на землю раньше, чем градины успеют вырасти до крупного размера. (15)Сейчас в такие облака запускают специальные противоградовые снаряды и ракеты.
Как вырастают крупные градины?
Какие неприятности приносит людям град?
Зачем раньше люди для борьбы с градом били в колокола?
Задание 76
(1)Кошка в осмотрительности полагается не только на свои зоркие глаза. (2)Для исследования мира у неё есть специальные «радары». (3)Это еле заметные шерстинки. (4)Они растут на её лапах, на лбу, на ушах. (5)Особенно важные «радары» — длинные тонкие усы, которые торчат у кошек над верхней губой.
(6)Вот кошка хочет что-нибудь получше рассмотреть или кого-нибудь подкараулить. (7)Она замирает в позе охотницы и настораживается. (8)Тогда эти удивительные усы развёртываются и превращаются в своеобразный веер из чутких волосков. (9)А волоски, колеблясь, соединяются со сверхчувствительной нервной сетью кошки. (10)Они мгновенно улавливают каждое движение живого существа, как бы мало́ оно ни было. (11)Развернув усы, кошка может сторожить сразу несколько мышиных нор и следить за поведением населяющих эти норки зверьков. (12)Не двигаясь с места, она чувствует даже самые тихие, почти бесшумные перемещения их обитателей! (13)Это незаменимое умение для кошачьей охоты.
(14)Если у кошки удалить или повредить усы, ей становится трудно ориентироваться в окружающем мире, она не может охотиться. (15)Её движения становятся неуверенными — ведь чудесные «радары» не работают!
Какие «радары» для кошек самые важные?
Как работают кошачьи «радары»?
Как «радары» помогают кошке улавливать движения живых существ?
Как повлияет на поведение кошки удаление или повреждение усов?
Задание 77
(1)Многие владельцы кошек верят в то, что их домашние питомцы могут лечить болезни своих хозяев. (2)Они убеждены, что кошка чувствует, когда хозяину плохо, и хочет ему «помочь». (3)Она ложится на больное место, согревает его своим телом, и боль проходит. (4)Есть ли основания для такой веры?
(5)Действительно, как кошки узнают, что болит у их хозяев? (6)Зоологи предполагают, что кошки находят больное место благодаря особенностям температуры человеческого тела. (7)Дело в том, что при болезни температура больного места обычно повышается. (8)Кошка будет искать самое тёплое место на человеческом теле (где теплее, там уютнее). (9)В итоге она ляжет именно там, где болит.
(10)А почему, когда кошка лежит на больном месте, боль нередко проходит? (11)Научного объяснения этому нет, но есть кое-какие предположения. (12)Температура тела у кошки выше человеческой на 2–3 градуса. (13)Когда кошка лежит на больном месте, она его прогревает. (14)Это может ослаблять боль. (15)Кроме того, время от времени кошки встают на лапки и как бы «топчутся» ими по своим хозяевам. (16)В результате такого своеобразного «массажа» кровь к больному месту начинает поступать быстрее.
Как кошка узнаёт, что болит у её хозяина?
Чем кошка может помочь болеющему человеку?
Почему кошка ложится именно на больное место?
Задание 78
(1)Технический прогресс уже давно вошёл во все сферы нашей жизни, но по-прежнему рядом с человеком его верный друг и помощник — собака.
(2)В 1954 году в горах Австрии лавина застигла в пути 11 школьников и двоих учителей. (3)Овчарка Аякс работала 96 часов подряд. (4)Аякс скрёб когтями и разрывал плотно спрессованный снег, пока не свалился от изнеможения. (5)У собаки лапы были стёрты до кости и обморожены. (6)Спасатели отнесли Аякса в горную хижину, чтобы сделать ему перевязку, но самоотверженного пса нельзя было удержать под крышей. (7)Собака кидалась на запертую дверь хижины, пытаясь вырваться наружу. (8)В конце концов Аякса выпустили, и он стремглав помчался к месту снежного обвала. (9)Израненными лапами Аякс откопал первого человека, засыпанного лавиной. (10)Вскоре спасатели нашли и остальных.
(11)Свойства собачьего нюха близки к сверхъестественным: собака может распознать запах человека под двухметровым слоем снега. (12)Когда речь идёт о спасении человеческой жизни, счёт идёт на минуты. (13)Квадрат размерами 100 на 100 метров группа из 20 спасателей будет осматривать 4 часа, а собака потратит на это 20 минут. (14)Вот и получается, что четвероногие спасатели — незаменимы!
Как собаки помогают человеку в эпоху технического прогресса?
Чем известна овчарка Аякс?
Почему Аякс не хотел оставаться в горной хижине?
Какие преимущества есть у собак-спасателей по сравнению с людьми-спасателями?
Задание 79
(1)Шли однажды по улице старик с внуком и увидели мальчика, который по поручению отца чинил забор. (2)Из забора выпала одна доска, её надо было прибить обратно. (3)Мальчик хотел поскорее закончить работу и бежать к друзьям. (4)Он спешил, и молоток выскальзывал из его рук, и доска никак не хотела становиться на место. (5)В конце концов, ударив себя молотком по пальцу, незадачливый мастер с досадой бросил инструмент на землю.
(6)Внук решил помочь бедолаге справиться с работой. (7)Он поднял доску и быстро, с помощью точных ловких ударов молотком, прибил её на прежнее место. (8)Но только он закончил, как старик молча снова оторвал доску!
(9)— Дедушка! — чуть не со слезами вскрикнул внук. (10)— Зачем ты это сделал? (11)Ты же всегда учил меня быть добрым, а сам не даёшь помочь мальчику…
(12)— Но ведь ты просто сделал работу за него, — возразил дед. (13)— Значит, ты не дал ему самому научиться чинить забор. (14)А самое главное — так человек не научится терпению, которое необходимо в любом деле.
(По тексту из сборника «Не хлебом единым»)
Что отец поручил мальчику?
Почему мальчик не смог выполнить поручение?
Какой поступок старика огорчил его внука?
Как старик объяснил свой поступок?
Задание 80
(1)Давно, более ста лет назад, в одной маленькой шотландской гостинице немолодой тихий путешественник забыл в номере тросточку. (2)Внимательный хозяин отнёс тросточку на почту. (3)Он заранее привязал к ней записку. (4)«Датскому писателю Хансу Кристиану Андерсену», — было написано в ней.
(5)И почта приняла посылку без адреса и вручила её возвратившемуся домой путнику. (6)Оказывается, уже тогда люди со всего мира знали фамилию этого необыкновенного человека.
(7)С раннего детства и всю жизнь живут с нами стойкий Оловянный солдатик, милая Дюймовочка и Гадкий утёнок. (8)Нет, наверное, на свете такой страны, где бы дети и взрослые не знали героев сказок Андерсена. (9)Его добрые и удивительные сказки привлекают множество читателей. (10)В этих сказках есть всё, что должно жить в настоящем, хорошем человеке: уважение к мужеству, доброта и любовь к окружающим людям, слёзы и смех, горе и радость.
(11)Сказки Андерсена знают и любят дети и взрослые. (12)Ведь все взрослые были когда-то детьми. (13)А сами произведения Андерсена написаны не только для детей. (14)В его добрых сказках содержится много мудрых мыслей. (15)Они доставляют людям радость всегда — до глубокой старости.
(По книге «Что такое? Кто такой?»)
Как хозяин гостиницы вернул Андерсену забытую тросточку?
Почему почта приняла посылку без адреса?
Чем сказки Андерсена привлекают читателей?
Почему сказки Андерсена любят взрослые?
Источник: xoge.ru